Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 2102 Порядок выполнения, оформления и защиты выпускных квалификационных работ специалистами Учетно-экономического факультета, РГЭУ

Порядок выполнения, оформления и защиты выпускных квалификационных работ специалистами Учетно-экономического факультета, РГЭУ

« Назад

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 

Учетно-экономический факультет 

Кизилов А.Н., Лазарева Н.А.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛИСТАМИ 

Методическая разработка

 

Ростов-на-Дону 2011

 

«ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛИСТАМИ» Методическая разработка для студентов специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Печатается по решению Совета учетно-экономического факультета «РГЭУ (РИНХ)» протокол № 3 от 30 ноября 2010 г. 

Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2011.

Методическая разработка выполнена в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, установленными для проведения Государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений. Обеспечивает единообразие требований к выполнению выпускных квалификационных работ специалистами и порядок их защиты на учетно-экономическом факультете.

Методическая разработка предназначена для студентов УЭФ очной и заочной форм обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а также для руководителей выпускных квалификационных работ и рецензентов.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Стр.

1. Общие положения

4

2. Организация выполнения выпускной квалификационной работы

6

3. Структура и требования к содержанию выпускной квалификационной работы

8

4. Правила оформления выпускной квалификационной работы

11

5. Защита выпускной квалификационной работы

20

6. Приложения

24

№ 1 образец заявки на выполнение выпускной квалификационной работы

25

№ 2 образец справки об использовании результатов выполнения выпускной квалификационной работы

26

№3 образец заявления для утверждения темы работы

27

№4 образец задания на выполнение выпускной квалификационной работы специалиста

29

№5 образец оформления «Содержания» выпускной квалификационной работы

31

№7 образец оформления «Этикетки»

33

№8 образец «Титульного листа»

34

№ 9 перечень условных обозначений

37

№ 10 образец оформления по тексту главы и подглавы

38

№ 11 образец оформления иллюстраций

39

№ 12 образцы оформления таблиц

41

№ 13 образец оформления списка использованных источников

43

№ 14 образец оформления последнего листа выпускной квалификационной работы

44

№ 15 образец рецензии на выпускную квалификационную работу

45

№ 16 образец отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу

47

№ 17 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО РГЭУ (РИНХ)

49

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа специалиста является работой научно-исследовательского характера, выполняется студентами самостоятельно, и характеризует уровень теоретической подготовки и наличие навыков практической работы, используемых для решения конкретных практических задач по избранной специальности.

Написание и защита выпускной квалификационной работы является заключительным этапом подготовки студента по выбранной специальности.

Подготовка выпускной квалификационной работы состоит из нескольких этапов:

- выбор темы и обоснование ее актуальности применительно к исследуемой организации;

- составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме выпускной квалификационной работы;

- сбор фактического материала в статистических органах и в организациях различных форм собственности;

- обработка и анализ полученной информации с применением современных методов финансово-экономического анализа, математико-статистических методов и др.;

- формулировка выводов и выработка рекомендаций;

- оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными требованиями.

Студент-выпускник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

Основными задачами выпускной квалификационной работы являются:

- углубление и закрепление теоретических и практических навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

- решение в рамках выпускной квалификационной работы конкретных научно-практических задач в соответствии с темой и заданием.

Целью выпускной квалификационной работы является формирование высококвалифицированного специалиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы выпускной квалификационной работы по тематике, разработанной и утвержденной на кафедре. При выборе темы следует ориентироваться на те из них, в рамках которых возможно решение новых экономических задач, стоящих перед конкретной организацией. Выполнение выпускной квалификационной работы позволяет студенту не только исследовать проблему на теоретическом уровне, но и дать практические рекомендации по ее решению. В качестве практического материала в выпускной квалификационной работе могут использоваться данные той организации, на которой студент проходил практику.

Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы студент должен знать и уметь использовать:

- общеобразовательные дисциплины в объеме, необходимом для исследования темы выпускной квалификационной работы;

- общие профессиональные дисциплины в объеме, необходимом для постановки и решения профессиональных задач, стоящих перед экономистом широкого профиля;

- специальные дисциплины в объеме, необходимом для решения конкретных научно-практических задач в области бухгалтерского учета, анализа и аудита;

- компьютерные бухгалтерские программы, экономико-математические модели и методы, а также применяемые в экономике информационные технологии.

Студент должен уметь:

- проводить поиск и использовать научно-техническую информацию;

- работать с нормативно-законодательной документацией, статистической и бухгалтерской отчетностью, первичными бухгалтерскими документами и учетными регистрами;

- применять экономико-математические модели и методы;

- использовать бухгалтерские компьютерные программы;

- разрабатывать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы являются:

- четкость и логическая последовательность изложения материала;

- убедительность аргументации;

- краткость и четкость формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

- конкретность изложения результатов работы;

- обоснованность рекомендаций и предложений.

Для оказания помощи студенту в выполнении выпускной квалификационной работы выпускающая кафедра назначает руководителя и консультанта по разработке отдельных вопросов выпускной квалификационной работы по согласованию с заведующим кафедрой. Права и обязанности студентов - выпускников и руководителей определяются нормативными актами и образовательными стандартами. 

Студент - выпускник имеет право:

- выбрать тему выпускной квалификационной работы и согласовать ее с руководителем;

- определить базу (предприятие, организацию) для выполнения выпускной квалификационной работы.

Студент - выпускник обязан:

- в соответствии с учебным планом и распоряжением выпускающей кафедры выбрать тему выпускной квалификационной работы, определить базовое предприятие (организацию) и консультанта;

- в соответствии с графиком выполнения выпускной квалификационной работы составить задание на выпускную квалификационную работу совместно с руководителем;

- выполнять указания и рекомендации руководителя и консультанта по выпускной квалификационной работе;

- представить выпускную квалификационную работу на рецензирование и в Государственную аттестационную комиссию на защиту по утвержденному графику.

Руководитель имеет право:

- выбрать студента-выпускника для руководства. При этом согласие студента-выпускника обязательно, что подтверждается соответствующим заявлением;

- определить тему выпускной квалификационной работы по согласованию со студентом-выпускником и консультантом;

- привлечь студента-выпускника к выполнению НИР, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

Руководитель обязан:

- своевременно выдать студенту задание на выпускную квалификационную работу и контролировать его выполнение;

- проводить консультации по выпускной квалификационной работе в соответствии с установленным графиком;

- информировать заведующего кафедрой и деканат факультета о ходе выполнения выпускной квалификационной работы;

- дать отзыв на завершенную выпускную квалификационную работу;

- присутствовать при защите выпускной квалификационной работы. 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 

Общую организацию выполнения выпускной квалификационной работы осуществляет выпускающая кафедра. Организация выполнения выпускной квалификационной работы включает:

  1. Назначение руководителя.

  2. Выбор и утверждение в соответствии с приказом по университету темы выпускной квалификационной работы.

  3. Выдачу задания на выпускную квалификационную работу.

  4. Организацию подготовки выпускной квалификационной работы.

  5. Контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы.

Назначение руководителя осуществляется приказом по представлению кафедры. Запись студентов к руководителям и выбор темы выпускной квалификационной работы производится перед производственной практикой. Изменения в руководстве производятся с согласия студента и руководителей (прежнего и нового). Изменения в руководстве и изменение темы выпускной квалификационной работы после издания приказов об утверждении тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей не допускаются.

Выбор темы выпускной квалификационной работы студент-выпускник осуществляет по согласованию с руководителем и консультантом. Выпускающая кафедра предлагает примерную тематику выпускных квалификационных работ, в которой находят отражение наиболее актуальные объекты, вопросы и проблемы экономики, бухгалтерского учета, анализа и аудита. Для усиления практической направленности выпускных квалификационных работ желательно их выполнение по заказам организаций. Данная тема оформляется через «заявление» организации, заверяется печатью, а после выполнения работы дается «справка об использовании результатов выпускной квалификационной». Образец формы заказа и справки приведен в приложениях 1, 2

Для утверждения темы выпускной квалификационной работы студент-выпускник пишет заявление на имя заведующего кафедрой (приложение 3). Заведующий кафедрой вправе внести изменения и дополнения в тему выпускной квалификационной работы по согласованию с руководителем с последующим уведомлением студента-выпускника. Согласованная тема выпускной квалификационной работы оформляется «Заданием» на типовом бланке кафедры (приложение 4). Студент, не получивший задание, к выполнению выпускной квалификационной работы не допускается.

Выполнение выпускной квалификационной работа студентом осуществляется в соответствии с полученным заданием и рекомендациями руководителя. Руководитель обязан со дня выдачи задания и до установленного кафедрой срока сдачи выпускной квалификационной работы проводить консультации и контроль по выполнению графика написания выпускной квалификационной работы.

Студент-выпускник обязан регулярно в соответствии с календарным планом, но не реже одного раза в месяц отчитываться перед руководителем о выполнении задания по написанию выпускной квалификационной работы. На основании полученной информации, руководитель отчитывается на кафедре о ходе выполнения задания студентами (выпускниками). Руководитель обязан своевременно информировать заведующего кафедрой о нарушениях студентом-выпускником графика подготовки выпускной квалификационной работы. По согласованию с заведующим кафедрой руководители вправе приглашать студентов-выпускников не соблюдающих график-задание с отчетами на заседание кафедры.

На различных стадиях подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы задачи руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки выпускной квалификационной работы руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы руководитель является оппонентом, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля изложения и т.д. и рекомендует, как лучше их устранить.

К рекомендациям и замечаниям руководителя студент-выпускник должен относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления выпускной квалификационной работы целиком и полностью лежат на ответственности студента-выпускника.

После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество выпускной квалификационной работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом-выпускником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления выпускной квалификационной работы в ГАК. При этом руководитель не выставляет оценку выпускной квалификационной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГАК.

Календарный план подготовки выпускных квалификационных работ конкретизируется при составлении «Задания».

Студенты-выпускники, не выполняющие календарный план написания выпускной квалификационной работы без уважительной причины, отстраняются от защиты выпускной квалификационной работы в соответствии с распоряжением деканата по представлению выпускающей кафедры. Студенты-выпускники, не выполняющие календарный план по уважительной причине, должны своевременно ходатайствовать перед деканатом о предоставлении академического отпуска или переносе на более поздний срок защиты выпускной квалификационной работы.

 

3. СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 

3.1. Выпускная квалификационная работа должна включать:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- перечень условных обозначений (при необходимости);

- основную текстовую часть работы;

- список использованных источников;

- приложения. 

3.2. Содержание выпускной квалификационной работы определяется «заданием» на её выполнение, которое разрабатывается руководителем выпускной квалификационной работы совместно со студентом. Задание оформляется на бланках установленной формы.

3.3. «Содержание» (оглавление) - этоперечень всех частей выпускной квалификационной работы со ссылкой на начальную страницу текста. В «Содержании» должно быть указано название глав, подглав и параграфов в точном соответствии с их названием по тексту выпускной квалификационной работы. Образец оформления дан в приложениях 5 и 6.

3.4. Требования, предъявляемые к содержанию основной текстовой части выпускной квалификационной работы:

- четкость и логическая последовательность изложения материала (без длинных рассуждений, обширных выписок из учебников и др. литературы);

- убедительность аргументации (материал, используемый в качестве цитаты, дается со ссылкой на источник);

- краткость и четкость формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

- конкретность изложения результатов работы;

- обоснованность рекомендаций и предложений.

3.5. Текст выпускной квалификационной работы должен быть разделен на такие части, как ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ, ПАРАГРАФЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

3.6. «ВВЕДЕНИЕ» должно содержать:

- оценку современного состояния решаемой проблемы (ее актуальность и значимость для экономики, развития бухгалтерского учета, анализа и аудита в целом и исследуемой организации в частности);

- краткий обзор и анализ экономической литературы по выбранной теме выпускной квалификационной работы, то есть показать, насколько «широко» или «узко» рассматривается этот вопрос на страницах отечественной и зарубежной печати;

- экономическую характеристику организации, по материалам которого выполняется работа, а именно: производственный профиль, финансовое состояние, действующая форма организации учета, характеристика основных экономических показателей, которые формируются на исследуемом участке учета.

3.7. В выпускной квалификационной работе следует предусмотреть деление текста на «Главы» и «Параграфы». Каждая глава объединяет несколько параграфов. Объем всей текстовой части выпускной квалификационной работы может достигать в среднем 70-80 страниц. Главы по объему могут составлять 25-30 страниц. Однако следует придерживаться такого порядка, что объем материала по главам должен распределяться примерно одинаково, то есть если выделяются 3 главы, то 1/3 объема будет приходиться на каждую главу. Параграфы не менее 7-10 страниц.

3.8. Первая глава, как правило, носит теоретический характер, в ней раскрывается с экономической точки зрения природа хозяйственного явления, исследуемого в работе. Теоретические исследования должны иллюстрироваться цифровыми данными (целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики) не только общего характера (допустим, данных статистического сборника), но и практическим материалом исследуемой организации.

3.9. Вторая глава работы носит практический характер и, как правило, посвящается вопросам организации бухгалтерского учета по избранному участку учета: задачи учета, организация первичного учета и документооборота, состав учетных регистров, их взаимосвязь с первичной документацией и отчетностью, а также порядок отражения хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета. В раздел «Приложения» могут быть включены заполненные копии следующих учетных документов:

а) при ручном варианте учета: копии первичных документов; справки-расчеты; разработочные таблицы; ведомости; журналы-ордера; справки-расшифровки; копии аналитических счетов; выписки из Главной книги, формы бухгалтерской и статистической отчетности и т.п.;

б) при автоматизированном варианте учета: копии первичных документов входной информации; извлечение из рабочего кодификатора; копии машинограмм (табуляграмм, видеограмм); выходной информации.

Изложение вопросов организации учета в исследуемой организации должно даваться в сопоставлении с требованиями действующих нормативных документов. Это позволит выявить положительные и негативные моменты в организации учета и сделать обоснованные выводы и предложения по его совершенствованию.

Обязательным является освещение вопроса организации учета исследуемого участка в условиях применения ПЭВМ и программных продуктов, использование экономико-математических методов, а также желательно показать опыт организации учета исследуемого участка в других странах.

Таким образом, в этой главе студент должен показать умение понимать и использовать действующую практику учета, оценивать ее достоинства и недостатки, указывать на возможности совершенствования учета, повышения его оперативности и контрольности.

3.10. Третья глава выпускной квалификационной работы посвящается вопросам аудита и/или анализа фактического материала организации по исследуемому вопросу. В этой главе студент должен показать умение владеть методикой проведения аудита и/или анализа, а также обобщать и оценивать результаты исследования.

Цифровой материал должен быть подобран за последние 2-3 года, а для характеристики динамики отдельных явлений желательно использовать материал за более длительный период времени или в поквартальном разрезе. В экономической литературе при рассмотрении тех или иных вопросов иногда освещаются различные приемы для проведения аудита или анализа, поэтому рекомендуем ориентироваться на наиболее прогрессивные. Обработка материала для анализа (графики, схемы, диаграммы) должна производится на базе ЭВМ.

3.11. Каждая Глава и Параграфы должны заканчиваться краткими выводами. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и критического анализа исследуемого вопроса. В выводах могут содержаться как отрицательные, так и положительные моменты действующей практики учета, анализа и аудита. Предложения и выводы должны быть нацелены на рационализацию учетных документов и регистров, выявление резервов, сокращение отчетности и т.д. Однако нельзя забывать о реальности и практической приемлемости вносимых предложений в ближайшее время.

3.12. «Заключение» должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решаемых задач, поставленных в выпускной квалификационной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем, с целью повышения рационального использования ресурсов организации. В этом разделе применение цифрового материала в форме таблиц не делается.

  

4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 

4.1. Окончательный вариант выпускной квалификационной работы должен быть выполнен в компьютерном наборе [в исключительных случаях допускается написание выпускной квалификационной работы аккуратно от руки чернилами или пастой одного цвета (синей, фиолетовой, черной)], на белой бумаге, на одной стороне, формата А 4 (210х297 мм). Допускается применение двойных листов формата А 3 (420х297 мм) для представления отдельных таблиц и иллюстра­ции. Текст печатается 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала. Исключение составляют таблицы, где при необходимости можно применять 14 или 12 шрифт Times New Roman с одинарным интервалом.

При подготовке текста выпускной квалификационной работы, иллюстраций и таблиц необходимо обеспечивать равномерную контрастность и четкость их изображения независимо от способов выполнения.

4.2. Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в жестком переплете или специальной папке с наклеенной этикеткой раз­мером 60х100 мм с указанием следующих обозначений:

- фамилия, имя, отчество автора;

- название темы работы с указанием организации. Образец оформления этикетки дан в Приложении 7.

4.3. Повреждение листов выпускной квалификационной работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста, зачеркивания не допус­каются.

Текст работы должен быть аккуратно оформлен и экономически грамотно изложен с учетом требований современной орфографии.

4.4. Размеры полей. Все листы работы (текстовые, табличные) должны быть выполнены с соблюдением следующих минимальных размеров полей: с левой стороны - 30 мм; правой - не менее 10 мм; сверху - и снизу - 20 мм. При этом текст рамкой не очерчивается.

4.5. Нумерация страниц. Нумерация страниц должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Номер страницы ставится вверху посредине листа арабскими циф­рами или в правом углу, начиная с текстовой части «Введения», со страницы под номером 3. Первой страницей считается "титульный лист", за ним прилагается "Содержание" или "Оглавление" работы - на этих листах не проставляется номер страницы, но они включаются в общую нумерацию работы, далее начало текста "Введения". Поэтому указание страниц начинается не раньше 3-го номера.

Распечатки с ЭВМ и другие приложения должны соответство­вать формату А4, т.е. могут разрезаться в пределах указанного формата. Помещают их в раздел "ПРИЛОЖЕНИЯ" и включают в общую нумерацию страниц работы.

4.6. Титульный лист. Титульный лист выполняется на белой бумаге формата А 4. чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81 или на компьютере. Используется шрифт 7 и 5 мм.

Шрифт 5 мм - для всех остальных надписей.

Размеры полей титульного листа общепринятые.

Перенос слов на титульном листе не разрешается и точка в конце заголовков и названий не ставится.

В самом нижнем поле титульного листа по центру указывается место (город) выполнения работы и год ее завершения.

Об­разец оформления ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА выпускной квалификационной работы дан в Приложении 8.

4.7. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Заданиена выполнение выпускной квалификационной работы в свободном виде прилагается в папке текстовых документов. Задание разрабатывается руководителем работы совместно со студентом до начала предвыпускной квалификационной практики.

4.8. Содержание (оглавление). Содержание (оглавление) дается в виде перечня основных вопросов содержащихся в выпускной квалификационной работе. «Содержание» включает наименования всех заголовков, глав, параграфов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала разде­ла, главы, параграфы, пункта.

Слова: «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются, используется шрифт 7 мм.

Названия заголовков соответствующих разделов или глав, а также слово «ГЛАВА» пишутся шрифтом 7 мм (заглавными буквами, 14 шрифтом). Остальные названия - строчными буквами. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Образец составления «СОДЕРЖАНИЯ» дан в Приложениях 5,6.

4.9. Перечень условных обозначений. Если в работе используется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения или новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть предс­тавлен в виде отдельного списка.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, а справа - расшифровку. Образец оформления ПЕРЕЧНЯ дан в приложении 9.

Если в работе сокращения или специальные термины повторяются менее трех раз, то можно не составлять специальный ПЕРЕЧЕНЬ, а дать расшифровку сокращений непосредственно в тексте при первом их употреблении в круглых скобках.

4.10. Текстовая часть. Текст основной части выпускной квалификационной работы можно делить на разделы, главы, параграфы и пункты (если есть необходимость).

Название разделов например, ВВЕДЕНИЕ, слово "ГЛАВА", ее номер и название в тексте пишутся печатными буквами, а назва­ние параграфов и пунктов - строчными буквами (кроме первой про­писной).

Главы нумеруются в пределах всей работы, а параграфы - в пределах главы, при этом ее номер состоит из номера главы и порядкового номера параграфа. Например "2.3" - это означает "Третий параграф второй главы".

Не допускается перенос слов в заголовках, подчеркивать заголовки и ставить точку в конце названия заголовка.

В тексте номер и название заголовков, а также страницы их начального текста должны соответствовать указателю "СОДЕРЖА­НИЕ".

Расстояние между названием главы и параграфа, а также меж­ду заголовками и текстом работы (нижним и верхним) должно сос­тавлять 2 интервала.

Каждая глава должна начинаться с нового листа (страницы), но это не относится к параграфам и пунктам. Параграфы не следует начинать с новой страницы. При написании их названия достаточно немного (15-20 мм) отступить от предыдуще­го текста. Образец дан в приложении 10.

В тексте работы должны использоваться абзацы (красная строка), которые делаются вначале первой строки текста, в пределах 2 см.

Абзацами надо выделять примерно равные и обо­собленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой. Считается неправильным деление текста на абзацы после каждого предложения или написание текста без абзацев на одну и более страниц, т.к. это затрудняет проверку и восприятие текста.

Вписывать пропущенные слова в текст допускается пастой того же цвета, что и цвет основного текста. При этом плотность дописываемого слова (текста) должна соответствовать плотности основного текста.

Ошибки или опечатки могут быть исправлены с помощью белил типа «штрих». Ошибки можно исправлять путем заклеивания неправильных слов и выражений правильным словом (выражениями), напечатанными на отдельных листочках бумаги.

Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки (смешивание частично напечатанных букв (цифр) и написанных от руки не допускается).

Типичные ошибки при описании основного содержания выпускной квалификационной работы:

- отсутствует или плохо прослеживается логика изложения, неубедительность выводов и приводимых доводов.

- приводится текст из различных источников без ссылки на них.

- приводятся формулы, таблицы, графики и т.п., заимствованные из других источников, с отсутствием ссылки на них

- нарушается нумерация формул, таблиц

- таблицы и графики приводятся статистически безграмотно (отсутствие названия таблицы, графика периода, объекта)

- приводятся таблицы, графики без ссылок на них в тексте

- данные таблиц, графиков охватывают устаревшие данные.

Текстовая часть выпускной квалификационной работы заканчивается заключением. В заключении отражаются результаты, выводы и предложения по проведенному исследованию.

Типичные ошибки:

- из заключения не видно, в чем заключаются выводы и результаты (предложения) исследования

- заключение излишне громоздко или излишне кратко.

С образцом выпускной квалификационной работы и её оформлением можно познакомиться на выпускающей кафедре.

4.11. Сокращения. В тексте следует применять только общепринятые сокраще­ния. Если в текст вводятся малоизвестные сокращения, то они должны быть оформлены в виде списка "ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНА­ЧЕНИЙ" ( см. п. 4.9.).

Замена слов в тексте цифрами и символами не допускается, за исключением случаев, когда при этих словах имеется числовое значение. Например, нельзя писать: "во-1-х", или «...в % отношении...", или '"...получено 40 процентов прибыли". Все слова надо писать полностью, но в случаях сочетания их с циф­рами - указывать символ. В тексте работы вышеприведенные неп­равильные записи должны быть оформлены так: "во-первых", "в процентном отношении. . . ", ". . .получено 40 % прибыли".

4.12. Ссылки. Ссылки в тексте на цитируемый материал из использованных источников можно давать по одному из двух допустимых вариантов: либо в подстрочном примечании в конце страницы, либо не­посредственно в тексте после окончания цитаты путем выделения ее в тексте двумя косыми чертами или в круглых скобках.

Порядок оформления ссылок в подстрочном примечании оформ­ляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-84 "Библиогра­фическое описание документа".

Вариант оформления ссылок непосредственно в тексте более прост и предпочтителен. Он предусматривает, после цитаты указа­ние в квадратных или круглых скобках порядкового номера цити­руемого произведения по "СПИСКУ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ" и номера страницы, откуда выписана цитата, разделенных запятой.

Например: как отмечает автор "...в связи с отсутствием процесса производства, предприятия сферы обращения имеют более простую организацию бухгалтерского учета" /27, с. 114/.

Расшифровка данной ссылки будет следующая: цитата была расположена на странице 114 из книги Семушкина Н.Б., которая, допустим, в списке использованных источников значилась под но­мером 27.

Ссылки на иллюстрации и таблицы указывают их порядковыми номерами в пределах главы, например: ". ..рис.1.2...", "...в табл. 2.3...".

Ссылки на формулы дают в скобках, например: "...из расче­та, сделанного по формуле (3.1) видно…».

4.13. Иллюстрации. К иллюстрациям относятся чертежи, схемы, графики, фотографии. Качество иллюстраций должно быть четким; поэтому они выполняются черной тушью (или пастой) на белой непрозрачной бумаге. В работе следует использовать только штриховые рисунки и подлинные фотографии.

Иллюстрации, занимающие менее 1/2 страницы, могут распо­лагаться в тексте работы после первой ссылки на них и обозна­чается сокращенно словом "Рис.".

Иллюстрации, занимающие более 1/2 страницы, выносятся из текста, т.к. их целесообразно выполнять на отдельном листе и давать их надо в раз­деле "ПРИЛОЖЕНИЯ". В этом случае они обозначаются не как рису­нок - "Рис.", а как "Приложение" под соответствующим номером.

Располагать иллюстрации надо так, чтобы было удобно их рассматривать: или без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Иллюстрации должны иметь наименование, которое помещается под рисунком. Номер иллюстрации помещается внизу и сос­тоит из арабских цифр, определяющих номер главы и порядко­вый номер иллюстрации в пределах главы, разделенных точкой. Например: "Рис .1.2" означает, что в первой главе дана вторая иллюстрация, а "Рис. 3.1" означает, что в" третьей главе помеще­на первая иллюстрация.

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительным текстом, в котором указывают справочные и пояснительные данные, в виде "Примечание", которое располагают после номера рисунка.

Образцы оформления иллюстраций даны в Приложении 11.

4.14. Таблицы. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который пишется после слова "Таблица". Название заголовка и слово "Таблица" начинают с прописной буквы, а остальные - строчные. Заголовок не подчеркивают. Перенос слов в заголовках не допускается.

Название заголовка размещается симметрично таблице. В за­головке таблицы желательно указывать: наименование организации (структурного подразделения); начальный и конечный период вре­мени, за который приводятся данные. Единица измерения в таблицах обязательна. В зависимости от содержания текста указывать ее можно либо непосредственно в названии таблицы, либо в соответствующих графах, либо самосто­ятельной графой в таблице. Варианты размещения единицы измере­ния смотри в образцах оформления таблиц. Едини­цу измерения (сокращенно или символом), если она едина для всех показателей таблицы, отделяют от названия заголовка за­пятой. Если единицы измерения в таблице разные, то выделяется для них отдельная графа (колонка). Образцы оформления таблиц даны в Приложении 12 образец 1, 2, 3.

Нельзя заголовок таблицы и ее "шапку" помещать на одной странице текста, а форму - на следующей странице. "Шапка" таб­лицы и ее форма должны быть полностью расположены на одной стороне листа (см. п. 4.13 абзац 2, 3).

Таблицы нумеруют также, как и иллюстрации, т.е. последо­вательно арабскими цифрами в пределах главы, но в отличии от иллюстрации слово "Таблица" и ее номер помещают над названием таблицы в правом верхнем углу.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Если подзаголовки самостоятельные, то они начинаются с прописных букв.

Делить заголовки таблиц по диагонали не допускается. Вы­сота строк в таблице должна быть не менее 5 мм. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не следует.

Повторяющийся текст в графе таблицы допускается заменять кавычками, если текст состоит из одного слова. Если же текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его за­меняют словом "То же", а далее - кавычками.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке или графе таблицы не приводятся, то в них ставят прочерк, а не ос­тавляют пустыми.

В аналитических таблицах, где используется фактический материал за несколько лет, годы указываются цифрами, а не сло­вами "отчетный", "плановый" и т.п. Если в таблице приводятся данные за один год, то он указывается в заголовке (см. образцы приложения 12).

Таблицу, также как и иллюстрацию, размещают после первого упоминания о ней в тексте, если она занимает объем менее 1/2 страницы. Таблицы, выполненные на отдельном листе или несколь­ких листах, помещают в раздел "ПРИЛОЖЕНИЯ", чтобы не загромож­дать текст работы.

Если таблица не может поместиться на странице текста, где на нее делается ссылка, то в этом случае таблицу можно переносить на следующую страницу после текста. При этом на текстовой странице в ссылке указывается номер страницы, где расположена таблица. Чтобы не было пустой незаполненной части на текстовой странице в связи с выне­сением таблицы на соседнюю страниц, на этом пробеле может располагаться очередной текстовой материал.

При оформлении таблицы следует соблюдать размеры полей, предусмотренные для работы (см. п. 4.4). Таблицу желательно очерчивать рамкой. Строки таблицы можно разграничивать линией.

Если таблица содержит более четырех граф или в таблице указывается методика расчета показателей, то графы нумеруются, причем текстовые графы обозначаются прописными буквами, а цифровые графы - арабскими цифрами (см. образец 2.3 Приложения 12).

4.15. Формулы. Формулы следует вписывать разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – 2-3 мм.

Формулы располагаются симметрично тексту на отдельной строке. После формулы, ставится запятая и дается в последова­тельности записи формулы расшифровка значений символов и чис­ловых коэффициентов со слова "где", которое помещается в подс­трочном тексте на первой строке. После слова "где" двоеточие не ставится. В расшифровке указывается единица измерения, от­деленная запятой от текста расшифровки. Значение каждого сим­вола дается с новой строки. Например: "...для расчета оборачи­ваемости используется следующая формула":

где Об - оборачиваемость, дн.;

С - средние остатки оборотных средств, тыс. руб.;

Р - сумма оборота по реализации, тыс. руб.;

Д - количество дней в периоде, дн.

После расшифровки каждого обозначения формулы ставится точка с запятой, а в последней расшифровке точка.

Формулы в работе нумеруются арабскими цифрами в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и ее порядкового номера в главе, разделенных точкой. Номер указывается с правой стороны листа в конце строки на уровне приведенной формулы в круглых скобках.

В тексте работы ссылка на формулу оформляется в соответс­твии с требованиями.

4.16. Список использованных источников. Список должен содержать перечень всех источников, которые использовались по выбранной теме выпускной квалификационной работы. Список составляется в следующей последовательности:

-законы, концепции и программы Правительства, по общим вопросам организации бухгалтерского учета (кроме нормативных);

- нормативные материалы, ПБУ (Инструкции, указания, письма и т.п.);

- монографическая и учебная литература, статьи из газет и жур­налов;

- материалы исследуемой организации (отчеты, пояснительные записки, выписки и т.д.).

Сведения об использованных источниках приводятся в после­довательности, установленной ГОСТом 7.1-84 и должны быть дос­таточными, чтобы разыскать этот источник.

Положения по учету, инструктивный материал и материалы организаций даются в хронологической пос­ледовательности.

Монографическая и периодическая литература дается в алфа­витном порядке по фамилии авторов или по первой букве названия работы.

В библиографических ссылках должны использоваться следующие разделительные знаки:

/ - (косая черта) ставится перед сведениями об авторах или редакторе книги:

.- - (точка и тире) ставится перед сведениями об издании, в котором опубликована статья;

: - (двоеточие) ставится перед другим заглавием или перед наименованием издательства;

// - (две косые черты) ставятся в случаях, если в книге (или журнале, газете) содержится несколько самостоятельных ра­бот (статей).

Местонахождение разделительных знаков.

а) Если в книге (журнале) содержится несколько самостоятельных работ (статей), то в списке источников после названия конкрет­но использованной работы ставятся две косые черты.

б) Если работа написана как самостоятельная отдельная книга, то после ее названия ставится точка и тире.

в) Если книга выполнена под редакцией того или иного автора. то после названия работы ставится одна косая черта, и указыва­ется автор, под чьей редакцией дана книга.

г) Место издания приводится полностью (за исключением городов: Москва (М.) и Санкт-Петербург (С-Пб.), которое отделяется от названия издательства двоеточием. Название издательства пишется полностью без кавы­чек, в конце названия ставится запятая и год издания работы, после которого ставится точка.

Сведения о книгах, при их описании в списке, должны со­держать; фамилию и инициалы автора, название книги (без кавы­чек), место издания, название издательства и год издания.

Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указываются в той последовательности, в какой они даны в книге (а не в алфавитном порядке).

Количество страниц книги можно не указывать в выпускных квалификационных работах.

Сведения о статье из периодического издания должны вклю­чать: фамилию и инициалы автора, название статьи, после которого ставятся две косые черты, а далее название периодической литературы (журнала, газеты), год выпуска и номер журнала, разделенных запятой.

Указание на использованные тома и страницы тех или источ­ников дается сокращенно первой прописной буквой, и их номера­ми, разделенных точкой, например, "Т. 1." или "С. 21." или "С. 35-55".

В приложении 13 дан образец порядка составления и оформления списка использо­ванных источников.

Типичные ошибки:

- список литературы размещен не по алфавиту;

- литература описывается без учета предъявленных требования;

- автор старается указать как можно более количество литературы, которая не касается темы исследования или не рассматривается автором.

4.17. Приложения. В приложения следует включать вспомогательные или объем­ные материалы, которые при изложении в основной части загро­мождают текст работы.

Приложения даются после списка использованных источников и оформляются как продолжение работы с последующим указанием страниц. Приложения располагаются в порядке появления на них ссы­лок в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу (после номера страницы) слова ПРИЛОЖЕНИЕ, написанного прописными буквами без кавычек. Кроме этого, каждое приложение должно иметь содержательный заголо­вок, также как иллюстрация или таблица.

Приложения нумеруются последовательно, в порядке появле­ния ссылок в тексте, арабскими цифрами, без знака N. Например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д."

Если приложение дается на нескольких листах то, начиная со второго листа, в правом верхнем углу пишется строчными бук­вами (кроме первой прописной) слово "Продолжение'' и указываются N продолженного приложения, например "Продолжение приложе­ния 3".

В текстовой части ссылки на приложение даются по типу: "... в приложении 2" или (приложение 2). 

 

5. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 

Выполненная в чистом варианте выпускная квалификационная работа подписыва­ется студентом выпускником на титульном листе и сдается руководителю. На одобренную к защите выпускную квалификационную работу руководитель пишет отзыв и расписывается на титульном листе.

На титульном листе также должны быть проставлены подписи лиц, которые были консультантами по выпускной квалификационной работе. После этих подписей работа сдается на рецензирование.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты государственных органов, сферы бизнеса, производства и НИИ, а также профессора и преподаватели других вузов или РГЭУ (РИНХ).

В отзыве и рецензии должны быть отмечены: актуальность темы, практическая значимость для организации сделанных студентом-выпускником выводов и предложений и возможность их внедрения.

Характеризуется также самостоятельность студента-выпускника в раз­работке выбранной темы, степень овладения им методов исследо­вания, его профессиональная подготовленность.

В отзыве руководитель дает заключение о соответс­твии работы предъявляемым требованиям и возможности её допуска к защите.

В рецензии выставляется оценка выполненной работы. Если руководитель в конце «отзыва» дает заключение о соответствии (или несоответствии) предъявляемым требованиям и возможность её допуска (или не допуска) к защите, то рецензент должен указать какую оценку заслуживает выполненная работа (удовлетворительно, хорошо или отлично). Окончательная же оценка определяется по результатом защиты выпускной квалификационной работы.

Срок для представления, как отзыва, так и рецензии уста­навливается в пределах срока установленного в графике, но не менее 3-х дней до дня защиты работы в ГАК.

Если допущенные студентом-выпускником ошибки были выявлены руководителем и рецензентом, то они подлежит исправлению, а затем выпускная квалификационная работа повторно предс­тавляется на подпись руководителю (нормоконтролеру). После внесения исправлений по его замечаниям работа представляется с отзывом и рецензией в ГАК.

Допущенная к защите выпускная квалификационная работа в переплетенном виде утверждается и заве­ряется датой и подписью заведующего кафедрой.

Отзыв и рецензия прилагаются к выпускной квалификационной работе в свободном виде (не подшиваются).

Выпускную квалификационную работу студенты представляют секретарю ГАК в день защиты.

Деканат, с учетом утвержденных приказом ректора сроков проведения защиты выпускных квалификационных работ, составляет график очеред­ности студентов по защите выпускных квалификационных работ. График вывешивается для ознакомления студентов за 7-10 дней до назначенного срока защиты выпускных квалификационных работ.

Студент-выпускник, получив положительный отзыв о выпускной квалификационной работе от руководителя, рецензию и разрешение о допуске к защите, должен подготовить доклад (7-10 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения выпускной квалификационной работы, при этом для большей наглядности целесообразно пользоваться проектирующим изображение аппаратом, подготовив заблаговременно необходимый для этого раздаточный материал (таблицы, графики), согласованный с руководителем в количестве 6-7 экз.. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, «своими словами», не зачитывая текст. Студент-выпускник вправе защищать выпускную квалификационную работу и в случае отрицательного отзыва или рецензии.

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы представляет собой важную и ответственную составляющую. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из-за неудовлетворительной защиты. Для успешной защиты необходимо подготовить доклад и иллюстративный материал. Доклад должен быть рассчитан на 7 – 8 минут и обязательно содержать обоснование актуальности выбранной темы, изложение цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, основных положений и результатов выполнения выпускной квалификационной работы.

Доклад должен начинаться словами: «Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии! Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагаются основные положения выпускной квалификационной работы на тему:..» и заканчиваться словами: «... Доклад окончен. Благодарю за внимание». Доклад желательно излагать в свободной форме, четко и грамотно формулируя его положения. Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые могут приводиться только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Более конкретно его содержание определяется студентом-выпускником совместно с руководителем.

Желательно строить выступление путем пересказа текста, а не чтения материала. В этом может помочь правильно и грамотно составленный раздаточный материал или эффективное использование технических средств с целью презентаций результатов работы.

Типичные ошибки при защите выпускной квалификационной работы:

- студент читает текст, не отрываясь от него;

- доклад выходит за рамки отведенного на выступление времени;

- при изложении доклада встречаются «слова-паразиты»: «так сказать». «я вам говорю», «понимаете», «объясняю», «повторяю», «значит», «вот» и т.п.;

- чрезмерная жестикуляция;

- используются слишком длинные предложения;

- неумение пользоваться техническими средствами презентации.

По окончании доклада студенту-выпускнику задают вопросы председатель ГАК, члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к теме выпускной квалификационной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме выпускной квалификационной работы. Студенту-выпускнику разрешается пользоваться своей выпускной квалификационной работой. По докладу и ответам на вопросы ГАК делает вывод о широте кругозора студента-выпускника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

Бывают защиты выпускных квалификационных работ, когда доклад был сделан на высоком уровне, поскольку доклад – это домашняя подготовка, а ответы на вопросы не убедили членов ГАК о достаточном уровне знаний студента.

Рекомендации:

- внимательно слушать вопросы, которые задают члены ГАК;

- при ответе необходимо касаться только существа дела;

- ответы должны раскрывать основное содержание, быть конкретными, краткими, четкими и хорошо аргументированными.

После ответов студента-выпускника на вопросы зачитывается отзыв руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение слушателя к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия.

Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы производится на закрытом заседании ГАК. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК. Решение ГАК является окончательным и апелляции не подлежит.

Студенты, получившие на государственном экзамене оценку «неудовлетворительно», к защите выпускной квалификационной работы не допускаются.

В соответствии с п. 17 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников утвержденным Министерством образования и науки РФ и ГОУ ВПО РГЭУ (РИНХ), студентам, получившим на государственном экзамене оценку «неудовлетворительно», повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через 1 год и не более чем через 5 лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из Университета.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные Университетом сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

  

Приложение 10 

Глава 2. организация учета финансовых результатов, распределения и использования прибыли 

2.1. Учет формирования финансовых результатов 

Порядок учета прибыли ее использования определяется следующими основными нормативно-законодательными документами по бухгалтерскому учету:

- Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ.

- Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н (вступило в действие с 1 января 1999 года).

Положение П.83 определяет новый порядок формирования конечного финансового результата, который представляет собой нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), складывающуюся из полученной в течении отчетного года прибыли (убытка) за минусом причитающихся за счет прибыли, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. Кроме этого, Положением, установлено, что:

а) финансовый результат организации определяется в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципом начисления);

б) прибыли и убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовый результат отчетного года. 

 

Приложение 13 

СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (с изм. и доп. От 23.12.2009 г.).

  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

  3.  Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.

  4. Приказ Минфина РФ от 28 июля 1998 г. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации № 34н.

  5. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учёт: Учебное пособие Ростов–на–Дону, Издательский центр «Март», 2010.

  6.  Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб.пособие / Под ред. Л.Е. Басовского.- М.:ИНФРА-М, 2003.

  7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М, 2001.

  8. Бухгалтерский учет: бухгалтерская финансовая отчетность: учебник под ред. Проф. Н.Т. Лабынцева.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 240с.

  9. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: выбор оптимального решения – М.: Омега – Л; 2004 г. – 432 с.

  10. Вещунова Н.И. Бухгалтерский и налоговый учет: учебное пособие.- М.:Проспект, 2009.-288с.

  11. Друри Колин Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учебник для студентов вузов / К. Друри – 5-е изд., перераб. и допол. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – 735 с. (серия “Зарубежный учебник”)

  12. И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова.// Аудит. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 506 с.

  13. Керимов В. Э. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник – 5-е изд. измен. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2006 – 460 с.

  14. Лысенко Д.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 190 с.

  15. Попов В. М., Млодик С.П., Зверев А.А. Анализ финансовых решений в бизнесе – М.: Кнорус, 2004 – 288 с.

  16. Черногорский С. А., Ли Вей Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческий решений – СПб: “Издательский дом Герда”, 2005 – 256 с.

 

Приложение №17 

Ростовский государственный экономический университет

(РИНХ) 

ПОЛОЖЕНИЕ

об итоговой государственной аттестации выпускников

ГОУ ВПО "РГЭУ (РИНХ)

Настоящее положение разработано на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», Закона РФ «Об образовании». Приказа от 25 марта 2003 г. N 1155 «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации».

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (далее - Положение) распространяется на выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования.

I. Общие положения

1. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника ГОУ ВПО "РГЭУ (РИНХ)" к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

2. Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в Университете (и его филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной университетом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику университета присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

II. Виды итоговых аттестационных испытаний

3. К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников университета относятся:

- защита выпускной квалификационной работы;

- государственный экзамен.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России.

Для обучающихся по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, введенным в действие до 1997 года, конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается университетом. При этом выпускная квалификационная работа является обязательной.

4. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр - в форме бакалаврской работы; для квалификации "дипломированный специалист" - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр - в форме магистерской диссертации.

5. Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей (профильной) кафедрой. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Обоснование должно быть изложено в заявлении студента, согласно с руководителем и заведующим выпускающей (профильной) кафедрой. Тема выпускной квалификационной работы должна быть утверждена за 4 месяца до начала работы ГАК. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов и магистров, подлежат рецензированию. Рецензия на выпускную работу может быть дана: организацией, на материалах которой она выполнена; профессорско-преподавательским составом кафедр допущенных к рецензированию выпускающей (профильной) кафедрой. Решение о допуске к рецензированию оформляется в протоколе заседания кафедры.

  1. Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом университета на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений.

  2. Программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются выпускающими (профильными) кафедрами (протокол заседания кафедры) с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов.

Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

III. Государственные аттестационные комиссии

8. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в университете, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работами по закрытой тематике.

Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается Министерством образования и науки РФ.

Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.

Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года.

9. Для проведения итоговой государственной аттестации в университете, филиале ректором университета формируются (после утверждения председателя государственной аттестационной комиссии в соответствии с п. 8 настоящего Положения) государственные аттестационные комиссии по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования.

10. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением, соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации, учебно-методической документацией, разрабатываемой университетом на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, и методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

- определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

- принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;

- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

11. Государственная аттестационная комиссия по основной образовательной программе высшего профессионального образования состоит из экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

По решению ученого совета университета по итоговым аттестационным испытаниям может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий, а также организовано несколько государственных аттестационных комиссий по одной основной образовательной программе высшего профессионального образования.

В состав государственной аттестационной комиссии филиала университета в качестве заместителя председателя входит представитель высшего учебного заведения.

12. Экзаменационные комиссии формируются из профессорско-преподавательского состава и научных работников университета, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений.

Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии.

Состав экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором университета.

IV. Порядок проведения итоговой государственной аттестации

13. Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается университетом на основании настоящего Положения и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.

14. Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов устанавливается университетом.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной университетом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

15. Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.

Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.

16. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в университете назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом университетом.

17. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через год и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

18. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные университетом сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

19. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете университета и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации.

Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве университета. 



[1] В рецензии необходимо отметить следующие моменты: актуальность темы исследования; основные проблемы, рассмотренные в выпускной квалификационной работе; выделить вопросы наиболее интересно исследованные; определить научную и практическую значимость; далее указать недостатки выпускной квалификационной работы.

В заключении необходимо указать отвечает ли работа предъявленным требованиям, какой оценки она заслуживает.

Рецензия подписывается рецензентом с указанием его ученой степени, ученого звания, должности и места работы. Для лиц, не являющихся штатными сотрудниками РГЭУ (РИНХ), подпись должна быть заверена печатью организации.

З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!