Методические указания к выполнению и оформлению дипломных и магистерских работ для специальностей Прикладная математика и Информатика, ДНУ
« Назад МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ТЕОРИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Методические указания к выполнению и оформлению дипломных и магистерских работ для студентов специальностей «Прикладная математика» и «Информатика»
Донецк 2012
Авторы: Н. В. Вайсруб, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и теории систем управления факультета математики и информационных технологий, М. И. Зейдина, старший преподаватель кафедры прикладной математики и теории систем управления факультета математики и информационных технологий, С. В. Мышко, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и теории систем управления факультета математики и информационных технологий Рецензент: Д. В. Шевцов, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и теории систем управления факультета математики и информационных технологий Ответственный за выпуск: С. В. Мышко, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и теории систем управления факультета математики и информационных технологий Методические указания к выполнению и оформлению дипломных и магистерских работ для студентов специальностей «Прикладная математика» и «Информатика» / Н. В. Вайсруб, М. И. Зейдина, С. В. Мышко. – Донецк: ДонНУ, 2012. – 50 с. Методические указания содержат рекомендации к выполнению и оформлению дипломных и магистерских работ студентов специальностей «Прикладная математика» и «Информатика» факультета математики и информационных технологий ДонНУ. Рассмотрены основные этапы подготовки и написания научной работы, приведены требования к оформлению дипломной и магистерской работы в соответствии с нормативными актами, регламентирующими подготовку магистров и специалистов в системе высшего образования Украины. Издание предназначено для дипломников и магистрантов специальностей «Прикладная математика» и «Информатика» факультета математики и информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Общая схема хода научного исследования 1.2 Порядок подготовки и выполнения дипломной и магистерской работы РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ И МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ НАПИСАНИЮ 2.1 Структура работы 2.2 Язык и стиль написания работы 2.3 Рекомендации к разработке информационной системы РАЗДЕЛ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ И МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТ 3.1 Правила оформления основного текста работы 3.1.1 Заголовки 3.1.2 Перечисления 3.1.3 Иллюстрации 3.1.4 Таблицы 3.1.5 Формулы 3.1.6 Сноски и ссылки 3.1.7 Приложения 3.2 Правила оформления списка литературных источников 3.3 Оформление сопроводительных документов РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДЗАЩИТЕ И ЗАЩИТЕ РАБОТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма оформления задания дипломной работы ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример оформления титульных листов ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример оформления содержания дипломной работы ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Пример аннотации магистерской работы ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Пример отзыва руководителя магистерской работы ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Пример оформления рецензии на дипломную работу ВВЕДЕНИЕ Данные методические указания содержат рекомендации к выполнению и оформлению дипломных и магистерских работ студентами специальностей «Прикладная математика» и «Информатика» факультета математики и информационных технологий ДонНУ. Первый раздел посвящен основам методологии научного исследования: рассмотрена общая схема научного исследования, основные этапы подготовки и написания научной работы. Во втором разделе даны рекомендации к структуре дипломной и магистерской работ, их композиции, языку и стилю написания. Особое внимание уделено разработке информационной системы, предполагаемой при выполнении научного исследования математиком-прикладником или информатиком. Третий раздел содержит требования к оформлению дипломной и магистерской работы в соответствии с нормативными актами, регламентирующими подготовку магистров и специалистов в системе высшего образования Украины. В четвертом разделе приведена информация и рекомендации для подготовки студентов к предзащите и защите дипломных и магистерских работ. В приложениях представлены содержательные примеры оформления структурных частей дипломной и магистерской работ.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1.1 Общая схема хода научного исследованияДля начинающего исследователя важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие дипломную и магистерскую работы как квалификационные научные работы, но и иметь общее представление о методологии научного творчества. Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется индивидуально. Однако весь ход такого исследования можно представить в виде следующей логической схемы.
Рассмотрим особенности осуществления каждого из перечисленных этапов. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Умение выбора темы и правильность ее понимания и оценки с точки зрения своевременности и социальной значимости характеризует научную зрелость и профессиональную подготовленность автора. Изложение актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Достаточно показать главное – суть проблемы, из чего и будет видна актуальность исследования. От обоснования актуальности выбранной темы логично перейти к формулированию цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать для ее достижения. Изложение цели исследования обычно осуществляется в форме перечисления (изучить .., описать .., установить .., выяснить .., вывести формулу и т. п.). Формулировать эти задачи необходимо тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Далее определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему научной работы. Неотъемлемым этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в поиске фактического материала, являясь необходимым условием достижения цели. Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием указанных ранее методов исследования. Важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое проводится на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности работы и коллективный отзыв. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. 1.2 Порядок подготовки и выполнения дипломной и магистерской работыПодготовка дипломной и магистерской работы включает следующие этапы: 1) выбор темы работы; 2) составление рабочего плана работы; 3) подбор источников (литературных, документальных и др.), ознакомление с теоретическими и практическими материалами; 4) анализ, систематизация и обобщение материалов; 5) проведение исследования; 6) анализ результатов исследования; 7) написание и оформление работы; 8) защита работы. Выбор темы имеет большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема работы отражает и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования, и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший содержанием исследования. Выбрав тему, студент должен уяснить, в чем заключаются цель и конкретные задачи работы. Для этого необходимо определить, в чем заключаются сущность исследования, актуальность темы, ее теоретическая новизна и практическая ценность, что облегчит оценку и подтвердит корректность выбора данной темы. Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Особое значение для студента, впервые приступающего к написанию научного труда – дипломной или магистерской работы, имеет планирование процесса исследования, которое начинается с составления рабочего плана – наглядной схемы предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему, что облегчает понимание общей композиции и рубрикации будущей работы. При составлении плана необходимо опираться на перечень вопросов, которые будут рассматриваться в параграфах работы, продумав последовательность их изложения. Пример документального оформления задания дипломной работы и ее рабочего плана представлен в приложении А. Подбор источников по теме работы начинается с разработки замысла научного исследования, который отражается в теме и рабочем плане, что позволяет целенаправленно подбирать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать работы других ученых. Следует продумать порядок составления картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. Просматривать необходимо все виды материалов, опубликованных в различных отечественных и зарубежных печатных изданиях и благонадежных интернет-источниках, содержание которых связано с темой исследования. Далее проводится анализ собранных материалов, составляется конспект, включающий выписки или краткие изложения данных и примеров, которые возможно в дальнейшем использовать при подготовке работы. Используя материалы из первоисточников, необходимо оформлять их в виде цитат, с указанием реквизитов источника (автор(ы), название работы, издательство, год издания, номера цитируемых страниц). Изучение и обобщение изученных материалов позволяют студенту уточнить и проанализировать вопросы, связанные с исследуемой проблемной областью. Проведение исследования в научной работе базируется на общих методах научного познания, которые обычно делят на следующие группы: 1) методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент и др.; 2) методы обобщения результатов наблюдения и экспериментов: индукция, дедукция, аналогия и др.; 3) методы теоретического исследования: абстрагирование, моделирование и др. Этап написания и оформления работы осуществляется по разработанному и утвержденному плану. Студенту следует периодически информировать научного руководителя о ходе выполнения работы, консультироваться по возникающим вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы. На начальном этапе научный руководитель дает рекомендации по подбору литературы, исследованию темы, корректирует план работы. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает оппонентом, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т. п., советует, как их лучше устранить. Работа должна быть написана в установленные сроки и представлена руководителю для предварительной оценки. Защита работы проводится с целью выявления глубины понимания исследуемой проблемы. Доклад включает в себя изложение цели исследования, особенности разработки программного продукта или др., обоснование актуальности работы, краткий обзор полученных результатов и заключение. Автор должен свободно ориентироваться в данной теме и продемонстрировать знания выполненной работы и использованной литературы. Работа, предполагающая разработку программного продукта, должна сопровождаться его демонстрацией. По окончанию доклада и прочтения рецензий на работу, студент-докладчик отвечает на вопросы присутствующих. В заключительном слове дипломник отвечает на вопросы и замечания, отстаивая свою точку зрения, но при этом демонстрируя корректность и уважение к точке зрения оппонентов. Критериями оценки работы являются: содержание работы, глубина и степень раскрытия темы, умение анализировать материал, доказательность выводов, тщательность оформления работы, качество доклада и защиты.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ И МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ НАПИСАНИЮ2.1 Структура работыДипломная и магистерская работы должны иметь характер научного исследования, способствовать решению конкретных прикладных проблем в рассматриваемой области, содержать сведения об элементах новизны и практическом использовании результатов работы. Квалификационная работа должна раскрыть умение студента излагать материал сжато, логично и аргументированно. Оформление работы должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к работам, представленным к опубликованию. Общий объем работы должен составлять 50–80 страниц машинописного текста, напечатанного с соблюдением требований относительно размера шрифта, межстрочного отступа и полей, приведенных в разделе 3. Сложилась определенная композиционная структура, основными элементами которой в порядке их расположения являются: – обложка и титульный лист установленного образца; – содержание; – введение; – разделы основной части; – заключение; – список использованной литературы; – приложения. Обложка является первой страницей дипломной и магистерской работ и оформляется с учетом ряда требований, в числе которых необходимо отразить ведомственную принадлежность высшего учебного заведения, наименование вуза, наименование факультета, кафедры, тему работы в соответствии с выданным заданием, наименование специальности, по которой обучается студент, фамилию и инициалы автора работы, фамилию, инициалы, ученую степень, звание и должность научного руководителя, год выполнения работы, название города, где расположен вуз. На обложке и титульном листе запрещены переносы слов. Если название работы не умещается в одну строку, то перенос выполняется по словосочетаниям. Все перечисленное формируют на отдельной странице в соответствии с требованиями государственных и международных стандартов по оформлению печатной продукции. Дипломная или магистерская работа содержит также титульный лист, дублирующий информацию, представленную на первом листе, и содержащий место для подписей (пример оформления титульных листов приведен в Приложении Б). После титульного листа располагают содержание, в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, размещенных в строке с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых рубрикаций необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени должны быть смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей рубрикации. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Для наглядности в Приложении В приведен пример оформления содержания дипломной работы. Введение является наиболее ответственной частью работы, поскольку оно не только ориентирует читателя на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики. Здесь обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая и практическая значимость, научная новизна полученных результатов, описывается структура работы. Актуальность – обязательное требование к любой работе. Поэтому понятно, что введение к работе должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Чтобы читателю работы сообщить о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшем исследовании. Обзор литературы по теме должен показать фундаментальное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в изученности темы на современном этапе. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и поэтому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. От формулировки научной проблемы и обоснования того, что часть проблемы, которая является темой работы, еще недостаточно разработана и освещена в специальной литературе, необходимо перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования и решаемых в работе задач, определить предмет и объект исследования, суть которых рассмотрена в п. 1.1. Обязательным элементом введения является указание методов исследования, которые служат инструментом в поиске фактического материала, являясь необходимым условием для достижения поставленной в работе цели. Научная новизна – особенно важная часть введения, на которую обязательно обратят внимание рецензенты и экзаменационная комиссия. Между тем, студентами часто даются расплывчатые определения новизны, что снижает общее впечатление от работы. Следует понимать, что к числу признаков, позволяющих говорить о научной новизне работы, в частности, относятся постановка новой научной проблемы, введение новых научных категорий и понятий, раскрытие новых закономерностей протекания естественных и общественных процессов, применение новых методов, инструментов, аппарата исследования, развитие новых научных представлений об окружающем мире, природе, обществе. Научная новизна не должна сводиться к простому перечислению установленных фактов, идей, закономерностей; она должна раскрывать главную научную концепцию автора, давать научное объяснение сути его исследований в качественном и количественном аспектах. Вот некоторые фразы, которые можно использовать при формулировании научной новизны: – впервые осуществлено ... – впервые формализовано ... – разработана новая система ... – исследованы специфические связи ... – разработан метод ..., который отличается от ... – доказана зависимость между ... – исследовано поведение ... и показано ... – доработан метод ... в части ... и распространен на новый класс систем ... – исследован новый эффект ... В части «Практическая значимость полученных результатов» принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. Для придания значимости сделанным утверждениям в приложениях к работе желательно поместить акты-свидетельства (если таковые имеются) о внедрении или о практическом использовании результатов исследования, о полученном эффекте (экономическом, научно-техническом, социальном). Часть «Апробация результатов» должна содержать сведения о практической проверке основных положений и результатов работы, а также о тех областях научной, прикладной, учебной деятельности, в которой результаты работы нашли применение. При наличии публикаций по отдельным результатам работы приводятся сведения о них. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. В разделах основной части работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся действительно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Количество разделов в работе не регламентируется, однако чаще всего их 3–4. Каждый раздел начинают с новой страницы и оканчивают выводами, в которых автор кратко раскрывает новизну исследования, научные и практические результаты, приведенные в данном разделе. Желательно осуществлять плавные переходы от пункта к пункту, от раздела к разделу, например можно использовать словосочетания «рассмотрим далее ...», «перейдем к рассмотрению», «рассмотрев ..., целесообразно перейти к анализу ...» и т. п. Необходимо следить, чтобы в работе не было противоречий между отдельными ее положениями. Используемые в работе термины и понятия должны иметь единое толкование на протяжении всей работы. В первом разделе дается общая теоретическая основа исследования, которое автор хочет провести, даются ссылки на работы, в которых уже рассматривалась эта проблема, определения основных понятий и категорий, критический анализ работ других исследователей и т. п. По каждому из вопросов желательно излагать, анализировать и сопоставлять мнения различных авторов, указывать противоречия и делать обобщающие выводы. Первый раздел следует завершить обоснованием актуальности исследования и постановкой задачи исследования дипломной или магистерской работы. Второй раздел обычно содержит развернутые теоретические сведения о применяемых в работе подходах и методах, взятых автором из литературных источников или разработанных самостоятельно. Акцентируется внимание на применимости этих методов к решению поставленной в работе задачи, отмечаются особенности использования тех или иных подходов в соответствии со спецификой изучаемой предметной области. Третий раздел посвящается практической реализации подходов, рассмотренных в разделе 2, к решению поставленных в работе задач. Приводится описание функциональных возможностей реализованного программного продукта, функциональные блок-схемы и алгоритмы реализации соответствующих методов решения поставленных задач, включается информация об организации информационной структуры программного продукта (модель баз данных или специальные файловые форматы). Также следует представить в данном разделе описание основных автоматизированных функций (фрагменты программного кода принято размещать в приложениях), а также руководство пользователя и примеры функционирования разработанного программного продукта. Результаты апробации созданного программного продукта и разработанных в работе алгоритмов могут быть размещены в третьем разделе или, в случае их большого объема, отдельно в четвертом разделе работы. Количество страниц в отдельных разделах не регламентируется, однако должно соответствовать требованиям достаточной информативности и обоснованности выводов. Работа заканчивается заключительной частью. Заключение должно содержать выводы и предложения, обоснованные студентом в процессе выполнения работы. Как правило, они содержат констатацию проделанной работы, классификацию или перечень основных направлений развития, результаты экспериментальных или теоретических исследований, выводы о теоретическом, методическом и практическом значении работы, рекомендации по применению полученных результатов на практике. Характеризуя основные теоретические и практические результаты, студент отмечает степень выполнения задач работы. При изложении материала этого раздела указывается степень личного вклада студента в полученные результаты. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. После заключения принято помещать список использованных литературных источников. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельность творческой работы студента. Список использованных источников формируется на базе ссылок в основной части работы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы. Не следует указывать в библиографическом списке те работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Предпочтительнее использовать литературу последних лет издания. Библиографическое описание использованной проводится с учетом общепринятых правил, описанных в п 3.2. Приложения не являются обязательным разделом дипломной и магистерской работы. В приложения выносятся громоздкие таблицы и рисунки, материал, имеющий непрямое (косвенное) отношение к теме научного исследования, протоколы и акты испытаний, описание алгоритмов и фрагменты программного кода, разработанные автором. В тексте работы должны быть ссылки на эти приложения. В приложения также вносят копии протоколов и актов внедрения результатов научного исследования, справки о личном вкладе студента (в случае внедрения работ, выполненных с соавторами). Каждый экземпляр таких документов должен быть засвидетельствован необходимыми подписями и печатями. Подобные справки повышают уровень доверия к дипломной работе, свидетельствуют о достоверности полученных научных результатов. Правила оформления приложений подробно описаны в п. 3.1.7. 2.2 Язык и стиль написания работыПоскольку дипломная и магистерская работы являются, квалификационными работами, их языку и стилю следует уделять серьезное внимание. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием академического этикета, суть которого – интерпретация собственной и привлекаемых точек зрения для обоснования научной истины. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит, главным образом, из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшие средства выражения логических связей: − специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит и др.), − противоречивые отношения (однако, в то время как, тем не менее); − причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого; кроме того, к тому же); − переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к ..., обратимся к ...); − итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). Научный текст характеризуется тем, что в нем используются точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов, сведения и факты. Специальные термины предоставляют возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Объективность изложения – основная стилевая черта письменной научной речи, она вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Вследствие этого, в тексте научных работ присутствуют слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря им, тот или иной факт можно представить вполне достоверным («конечно», «разумеется», «несомненно»), предполагаемым («видимо», «следует полагать») или возможным (возможно, вероятно). Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица и внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Например, «большинство исследователей этой проблемы считают, что ...», «в ходе проведения исследования было установлено, что ...», «разработанный подход позволяет ...», «этот вывод был сделан на основании того, что ...», «автор данной работы считает, что ...» и т. п. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в работе информации. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, позволить двоякое толкование той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность. Точность научной речи обусловлена как целенаправленным выбором слов и выражений, так и выбором грамматических конструкций, предполагающих точное следование нормам связи слов во фразе. Необходимое качество научной речи – ее ясность – умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Часто авторы пишут «и т. д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы. Словосочетание «известным образом» нередко указывает, что автор сам не знает, каким именно образом. Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение служит той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы. 2.3 Рекомендации к разработке информационной системыВыполнение дипломной или магистерской работы студентами специальностей «Прикладная математика» и «Информатика» предполагает программную реализацию изученных, модернизированных или разработанных подходов к решению поставленной в работе задачи. Таким образом, разработка информационной (программной) системы является неотъемлемой частью квалификационной студенческой работы. Разработка информационной системы обычно включает следующие этапы. 1. Изучение предметной области и постановка задачи: описание предметной области, информационных потоков, процессов обработки информации и управления, требующих автоматизации. 2. Обзор и критический анализ существующих программных продуктов, выполняющих аналогичные функции, их достоинств и недостатков. 3. Обоснование необходимости разработки новой информационной системы согласно поставленной в работе задаче исследования. 4. Эмпирическая постановка и математическая формализация задач, требующих решения с помощью искомой информационной системы: формализация математических моделей, описание возможных методов решения поставленных задач и алгоритмов, реализующий выбранный метод решения. При выборе метода решения определяется целесообразность использования объектно-ориентированного или структурного подхода, способов и форм представления данных, промежуточных и окончательных результатов, использования конкретных инструментальных средств и платформ. 5. Проектирование информационной системы: архитектура и информационная структура системы, описание функциональных возможностей и логики соответствующих подпрограмм и интерфейсов; разработка алгоритмов обработки данных. 6. Реализация информационной системы: назначение режимов работы, описание категорий пользователей, разграничения прав доступа, описание последовательности пользовательских интерфейсов, реализующих каждую функцию информационной системы, описание входных и выходных данных, методов их защиты, технические характеристики системы (тип и минимально необходимые аппаратные ресурсы вычислительной системы, требуемое программное обеспечение и т. п.). 7. Отладка и тестирование информационной системы: проверка корректности работы системы во всех предусмотренных режимах и для всех типов пользователей, проверка адекватного реагирования системы на некорректный ввод данных пользователем, описание инструкции пользователя системы, анализ достоверности результатов проводимых расчетов. 8. Анализ разработанной информационной системы: области применения, эффективность решения поставленных в работе задач, достоинства и недостатки по сравнению с рассмотренными в работе аналогами, описание возникших в процессе разработки проблем и их причин, направления дальнейшего развития информационной системы. Описание процесса выполнения и результатов каждого этапа разработки информационной системы следует отразить в текстовой части работы: результаты реализации пп. 1–3 могут быть размещены в первом разделе работы, п. 4 – во втором (изложение теоретических положений), пп. 5–8 – в третьем и четвертом (практическая реализация и апробация результатов проделанной работы).
РАЗДЕЛ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ И МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТ3.1 Правила оформления основного текста работыКвалификационная студенческая работа выполняется на одной стороне белой бумаги формата А4 (размер 210 мм на 297 мм). Текст работы должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера (рукописные работы и работы, выполненные на печатной машинке, не принимаются). Текст работы следует печатать, придерживаясь таких размеров полей: правое, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту работы и составлять 1,0–1,25 см. Требования к формату текста следующие: цвет текста – чёрный, межстрочный интервал – полуторный, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14 pt. В громоздких таблицах и рисунках допускается использование шрифта размером 12 pt. В работе не разрешается использование полужирного, подчеркнутого шрифта или курсива для основного текста работы. Во время выполнения работы необходимо придерживаться равномерной плотности, контрастности и четкости на протяжении всего текста. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными на протяжении всего текста работы. Текст выравнивается по ширине, то есть правое поле не должно быть «рваным». Лучше, если в тексте есть переносы слов, тогда ширина пробелов в разных строчках получается почти одинаковой. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в правом верхнем углу листа без точки. Обложка работы не включается в общую нумерацию страниц, титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нём не проставляется. Далее рассмотрены требования к оформлению структурных разделов работы. 3.1.1 ЗаголовкиЗаголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать посередине страницы без точки в конце и печатать жирным шрифтом, прописными буквами, не подчеркивая. Номер раздела ставится после слова «РАЗДЕЛ», потом с новой строки печатается название раздела (см. оформление заголовков данного пособия). Разделы имеют сквозную нумерацию в пределах всего текста. Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Заголовки пунктов и подпунктов следует печатать обычным или жирным шрифтом с абзацного отступа маленькими буквами, кроме первой большой, не подчеркивая, без точки в конце. Порядковые номера пунктов и подпунктов размещаются в один ряд с их заглавиями. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделённых точкой. Переносы слов в названии заголовков и пунктов не допускаются. Не допускается размещать заголовок раздела или подраздела в нижней части страницы, если после них следует только одна или ни одной строки текста. Расстояние между заголовками раздела и следующим текстом или заголовком подраздела должно составлять 3 интервала (одна пропущенная строка). Расстояние между строками заголовка, а также между подразделом и следующим текстом принимают таким же, как во всем тексте. 3.1.2 ПеречисленияПеред каждым элементом перечисления (списка) следует ставить дефис. При необходимости ссылки на элемент перечисления, вместо дефиса ставят строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Перечисления записываются маленькими буквами, в конце каждого пункта, кроме последнего, ставится точка с запятой. Последний элемент перечисления должен заканчиваться точкой. 3.1.3 ИллюстрацииКоличество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) должны быть расположены непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации размещаются по центру страницы и могут быть расположены как в тексте, так и на отдельном листе. В последнем случае допускается вертикальное размещение рисунка. Иллюстрации могут быть цветными. При оформлении графического изображения принято единое для всех видов иллюстраций обозначение «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах раздела и обязательно сопровождаются подписью (названием) рисунка, кратко отражающим его смысл. Расстояние между рисунком и предшествующим текстом и подписью к рисунку и следующим текстом должно составлять 3 интервала (одна пропущенная строка). Номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Слово «Рис.», его номер и наименование располагается внизу рисунка посередине строки. В подписи под рисунком знак № перед цифрой не ставится. После наименования рисунка точка не ставится (см. рис. 3.1). Рис. 3.1 – Пример скелетизации изображения: исходное изображение (а), изображение, результирующее скелетизацию (б) Переносы в словах названия рисунка не допускаются. Если текст не умещается в одну строку, то слова переносятся по словосочетаниям. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте работы. Ссылка состоит из слова «рис.» и указания номера рисунка. Например, «… как показано на рис. 1.1 …». Если в тексте дается ссылка на несколько иллюстраций, то слово «рис.» пишется один раз, при первом порядковом номере. Например, «... как видно из рис. 1.2–1.4 …». 3.1.4 ТаблицыТаблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Таблицы нумеруются сквозным образом арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Слово «Таблица» пишется полностью, без сокращения, с прописной буквы и помещается слева вверху относительно таблицы. Точка после номера таблицы не ставится. В этой же строке указывается наименование таблицы. Сокращения в наименованиях не допускаются. Точка в конце названия таблицы не ставится. Расстояние между таблицей и предшествующим текстом, а также таблицей и последующим текстом должно составлять одну пропущенную строку. Пример оформления таблицы приведен ниже (см. табл. 3.1). Таблица 3.1 Результаты работы систем автоматического распознавания
Ссылки на таблицу в тексте оформляются следующим образом: «... в табл. 3.1 приведены результаты исследования …» или «... результаты исследования приведены ниже (см. табл. 3.1)». При необходимости сделать ссылку на две-три таблицы слово «табл.» пишется только один раз. Например, «... эти данные приведены в табл. 3.1, 3.2». Если таблица не помещается на стандартном листе, ее можно переносить на другую страницу. В этом случае, на следующей странице с выравниванием по правому краю пишется «Продолжение таблицы» с указанием порядкового номера соответствующей таблицы, и далее идет ее продолжение. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. При отсутствии отдельных данных в таблице необходимо ставить прочерк. 3.1.5 ФормулыПриведенные далее требования относятся к математическим выражениям и переменным, помещенным внутри текста, а также к выключенным формулам (математическим уравнениям и равенствам). Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Если формула не умещается в одну строку, то ее перенос допускается только на знаках выполняемых операций с повтором знака операции в начале следующей строки. При переносе после знака, символизирующего умножение, следует использовать символ «×». Пояснение значений символов, переменных и числовых коэффициентов следует помещать непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в ней. Дробные числа необходимо приводить в тексте в виде десятичных дробей. При невозможности точно выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается запись в виде обыкновенной дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Ссылки в тексте на порядковые номера формул даются также в круглых скобках. Пример оформления выключенной нумерованной формулы (3.1). При наборе текста в текстовом процессоре MS Word формулы создаются в редакторе MS Equations, для которого рекомендуется установить параметры размеров и стилей, указанные на рис. 3.2, 3.3. Рис. 3.2 – Установки размеров редактора формул MS Equations Рис. 3.3 – Установки стилей редактора формул MS Equations 3.1.6 Сноски и ссылкиЕсли в тексте или таблице необходимо пояснить отдельные данные, то их можно оформлять сносками. Сноски в тексте располагают в нижней части страницы, на которой они обозначены, с абзаца и отделяют от текста короткой горизонтальной линией. Текст сноски печатают через один интервал. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы. При написании работы автор обязан давать библиографические ссылки на источники заимствования информации. Ссылки в тексте позволят убедиться в достоверности приводимого фактического материала, они оформляются в виде квадратных скобок с указанием порядкового номера источника из списка литературы, где дано его полное библиографическое описание. Например, «... как показано в [23], ...». 3.1.7 ПриложенияПриложения следует оформлять как продолжение работы в виде отдельной части, располагая их в порядке появления ссылок на них в тексте. Приложения должны иметь общую со всей работой сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании. Приложение, как структурный элемент работы, начинают с отдельного листа, на котором вверху, по центру строки печатают слово «Приложение» и прописную букву, которая показывает его последовательность. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Г, Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Ссылки на приложения в тексте размещают следующим образом: «... как следует из примеров, приведенных в Приложении А» или «... результаты работы системы представлены в Приложении Ж». Приложение должно иметь заголовок, который записывают под словом «Приложение» симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. В случае расположения приложения на нескольких страницах заголовок дублируется на второй строке каждой страницы приложения, при этом первая строка страницы имеет вид «Приложение А (продолжение)». Иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения в тексте приложения следует нумеровать в рамках каждого приложения. Например: рисунок Д.3 – третий рисунок приложения Д; таблица А.2 – вторая таблица приложения А; формула (В.1) – первая формула приложения В. 3.2 Правила оформления списка литературных источниковСписок использованных литературных источников – важная часть квалификационной работы. Список дает возможность автору документально подтвердить достоверность и точность приводимого фактического материала, характеризует глубину и качество знаний темы, позволяет судить об эрудиции и научной культуре студента. Каждый внесенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы. Список располагают после основного текста. Расположение источников в списке может осуществляться как в порядке их упоминания в тексте работы, так и в алфавитном порядке (первый вариант предпочтительнее). Составленный список нумеруется арабскими цифрами с точкой. С примерами оформления библиографических описаний в квалификационных работах (извлечение из Указа ВАК Украины № 121 от 21.03.1997 г., с изменениями и дополнениями от 21.09.2000 г.) каждому студенту необходимо ознакомиться в читальном зале библиотеки, просмотрев специальные таблицы образцов. Основными элементами библиографического описания являются: фамилия автора, название произведения, место выпуска, название издательства, год выпуска, количество страниц. Краткая схема библиографического описания может быть представлена так: «Заголовок описания. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Выходные данные. – Объем.» Заголовок – это элемент библиографической записи, расположенный перед основным заглавием произведения. При наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора, имена всех авторов приводят в сведениях об ответственности. В случае четырех и более авторов имена авторов помещают в сведения об ответственности. Основным заглавием является заглавие книги или статьи, а сведением, относящимся к заглавию – пояснение жанра, типа издания, например, сборник статей, учебное пособие и т. п. Сведения об ответственности – это сведения о соавторах, переводчиках, редакторах и/или о той организации, которая принимает на себя ответственность за данную публикацию. Сведения об издании включают качественную и количественную характеристику документа – переработанное, стереотипное, 2-е и т. п. Выходные данные – это наименование города, издательства, где опубликована книга и года издания. Объем – это количество страниц или страницы, на которых опубликована статья в журнале или сборнике. Приведем примеры оформления библиографического описания различных видов литературных источников. Описание источника с одним автором Никольский С. М. Курс математического анализа / С. М. Никольский. – М.: Физматлит, 2001. – 592 с. Пашков Д. В. Обзор современных систем автоматизации делопроизводства и документооборота / Д. В. Пашков // Документооборот и делопроизводство. – 2004. – № 5. – С. 10–19. Отметим, что второй приведенный пример является библиографическим описанием статьи в периодическом издании. Сведения о статье в периодических изданиях должны включать: фамилию и инициалы авторов; заголовок статьи, название газеты, журнала, сборника; место издания; год издания; число и месяц (для газет); серию (если она есть); номер, выпуск, том; страницы, на которые помещена статья. Описание источника с двумя, тремя или четырьмя авторами Горелик А. Л. Методы распознавания / А. Л. Горелик, В. А. Скрипник. – М.: Высш. школа, 1989. – 232 с. Бондарев В. М. Основы программирования / В. М. Бондарев, В. И. Рублинецкий, Е. Г. Качко. – Харьков: Фолио, 1998. – 368 с. Теория моделей в процессах управления / Б. Н. Петров, Г. М. Уланов, И. И. Гольденблат, С. В. Ульянов. – М.: Наука, 1978. – 221 с. Описание источника с пятью и более авторами Психология менеджмента / П. К. Власов, А. В. Липницкий, И. М. Лущихина и др.; под ред. Г. С. Никифорова. – Х.: Гуманитар. центр, 2007. – 510 с. Описание автореферата диссертации Новосад І. Я. Технологічне забезпеченя виготовлення секцій робочих органів гнучких гвинтових конвеєрів: автореф. дис. канд. техн. наук: спец. 05.02.08 «Технологія машинобудування» / Новосад Іван Ярославович; Терноп. держ. техн. ун-т ім. Івана Пулюя. – Тернопіль, 2007. – 21 с. Описание электронного ресурсаCognitive Technologies: Проектные решения [Электронный ресурс]. – М., 2009. – Режим доступа: http://www.cognitive.ru/project/forms6.htm – Загл. с экрана. 3.3 Оформление сопроводительных документовВместе с дипломной и магистерской работой должны быть сданы следующие сопроводительные документы: обложка и титульный лист (подшиваются в начале работы), перечень условных сокращений (необязательный раздел, подшивается после содержания), аннотации на русском и украинском языках, резюме на иностранном языке, отзыв научного руководителя, рецензии, два CD-диска с электронным вариантом текста дипломной работы и разработанным программным продуктом. Обложка является первой, лицевой страницей работы и должна выполняться в строгом соответствии с правилами. Она печатается обязательно на украинском языке. Дипломная или магистерская работа содержит также титульный лист на украинском языке, дублирующий информацию, представленную на первом листе, и содержащий место для подписей заведующего кафедрой, студента, научного руководителя и секретаря ГЭК. Рассмотрим обложку и титульный лист (см. Приложение Б). Верхняя часть страниц содержит наименование министерства и высшего учебного заведения. Ниже с правой стороны печатается название кафедры, где выполнена работа, название специальности студента и рекомендация заведующего кафедрой о допуске к защите. По центру размещается заглавие «МАГІСТЕРСЬКА РОБОТА» или «ДИПЛОМНА РОБОТА», на следующей строке тема работы заглавными буквами. Ниже в правой части указывается, кто выполнил работу, под этой записью справа указываются сведения о научном руководителе. После этого ниже по центру печатается фраза Магістерська робота захищена з оцінкою _______________ Секретар ДЕК_________________/________________/ « » _________20__ p. или Дипломна робота захищена з оцінкою _________________ Секретар ДЕК________________/__________/ « »__________20__ p. Данные в указанных графах заполняются государственной экзаменационной комиссией по результатам защиты работы. Внизу по центру страницы пишется город и год зашиты. Все копии итогового варианта работы подписываются автором на титульной странице. В случае выполнения комплексной работы студент вшивает в работу титульный лист комплексной работы (лист для подписи, см. Приложение Б) и обычный титульный лист (без подписей). Перечень условных сокращений далеко не всегда присутствует в работе. Как правило, он приводится в том случае, если в работе использованы малоизвестные сокращения и аббревиатуры. Причем, если они встречаются в тексте довольно редко (менее трех раз), перечень не составляется, а расшифровка дается прямо в тексте магистерской работы, непосредственно после первого упоминания. Перечень печатается после содержания, перед введением двумя колонками: в левой (узкой) перечислены сокращения, справа (в более широкой) – их расшифровка. Аннотация предназначена для краткого ознакомления с работой и должна отображать в сжатой, информативной форме ее основное содержание и результаты. Аннотации на русском и на украинском языках, тождественные по смыслу, оформляются на отдельных листах и не подшиваются в работу. Структура аннотации: фамилия и инициалы автора, название работы, город и место выполнения, год выполнения, количество страниц. Далее с новой строки следует краткое изложение содержания работы. После чего указывается общее число иллюстраций (рисунков), таблиц и цитируемых источников. В конце размещается перечень ключевых слов, которые необходимы для обеспечения поиска в информационных системах. Перечень ключевых слов (словосочетаний) в количестве от 5 до 15 слов печатают после словосочетания «Ключевые слова», в именительном падеже, через запятые. Аннотация должна отображать следующие сведения: – актуальность темы; – объект исследования или разработки; – цели работы; – исследовательские приемы, использование баз и банков данных, пакетов прикладных (или оригинальных) программ; – характеристику расчетной или экспериментальной части работы; – теоретические результаты, их новизну, взаимосвязь с другими исследованиями; – практические результаты, кем они будут использованы и степень внедрения; – границы целесообразного использования результатов работы. Пример аннотации на русском языке представлен в Приложении Д. Резюме на английском языке по смыслу идентично аннотации и оформляется на отдельном листе. Отзыв руководителя дипломной или магистерской работы является обязательным сопроводительным документом, который пишется на отдельном листе и вкладывается в окончательный, сшитый экземпляр работы. В отзыве руководитель должен осветить следующие вопросы: – соответствие работы выданному заданию и требованиям к ее выполнению; – актуальность работы (для решения каких научно-практических вопросов она предназначена); – наличие элементов научной новизны; – оценка содержания (оригинальность, глубина разработки, корректность, обоснованность оценок и выводов, самостоятельность и персональный вклад студента в решение поставленных задач); – положительные стороны (этап и степень решения проблемы; насколько удачно использован теоретический и методический аппарат и прочее); – недостатки в методике изложения, интерпретации, аргументации выводов, в оформлении работы, организации подготовки; – целесообразность внедрения результатов работы на производстве или в учебном процессе; – предварительная оценка работы; – дополнительная информация для членов ГЭК (участие в олимпиадах, семинарах, конференциях, общественная работа, наличие публикаций и пр.). Научный руководитель информирует о характере выполненной работы (комплексная научная работа, исследование проблематики в рамках предоставленных грантов), о наличии публикаций автора по исследуемой проблеме. В отзыве руководитель может дать предварительное предложение о представлении работы на конкурс, рекомендовать студента для обучения в аспирантуре. Пример отзыва руководителя приведен в Приложении Е. Рецензия является документом, подтверждающим независимую внешнюю оценку работы специалистом в данной проблемной области. Магистерскую работу должны прорецензировать два специалиста, занимающихся проблемами, близкими к той, которая исследуется в магистерской работе. Одна рецензия – внешняя, написанная специалистом, работающим в другом ВУЗе, и вторая – внутренняя (пишет сотрудник данного университета). Для дипломной работы достаточно одной внутренней рецензии. Рецензии пишутся на отдельных листах, вкладываются в работу и сдаются студентом на кафедру до защиты. Рецензия должна содержать фамилию и инициалы автора, тему работы, ее актуальность, выводы о соответствии темы работы профилю специальности и заданию на ее выполнение, характеристику элементов научной новизны, оценку структуры, содержания и оформления текста работы и графического материала, положительные стороны работы, недостатки, отзыв и оценку работы в целом; ученую степень, должность, место работы, фамилию и инициалы рецензента, дату, подпись. Подпись внешнего рецензента заверяется и ставится печать по месту работы. Пример оформления рецензии представлен в Приложении Ж. Информация на CD-диске дублирует и расширяет информацию, представленную в текстовой части работы. На диске должны присутствовать все файлы, имеющие отношение к работе: тексты разработанного программного продукта (исходные файлы), exe-файлы, файлы с данными, дополнительные файлы, текст работы (в виде файла редактора MS Word). В файле Readme.txt должна быть инструкция для пользователя. В этом файле необходимо указать требования к ресурсам (тип процессора, объем памяти для выполнения и хранения программы и т. д.), описать порядок загрузки, условия настройки. Для более подробных характеристик программы возможны ссылки на соответствующие страницы текста работы. Записанный CD-диск сдается вместе с дипломной работой в двух экземплярах, один из которых вклеивается на последней странице сшитой работы, а второй хранится в архиве кафедры.
РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДЗАЩИТЕ И ЗАЩИТЕ РАБОТЫЗащита дипломной или магистерской работы проводится в соответствии с графиком, утвержденным факультетом, на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии в составе председателя и нескольких членов кафедры. К защите работ допускаются студенты, которые выполнили все требования учебного плана. Списки студентов, допущенных к защите работ, предоставляются в государственную комиссию деканом факультета. Предзащита (предварительная защита) – устное выступление, специальные слушания, на которых студент представляет окончательные результаты магистерской или дипломной работы, текст самой работы, презентацию разработанных программных продуктов и результатов. Предзащита обычно проводится примерно за две недели до официальной защиты работы, в утвержденные кафедрой дату и время. Подготовка к предварительной защите 1. Полностью завершить написание работы, отпечатать ее окончательный вариант и сброшюровать (сшить). Перед предварительной защитой работу необходимо представить для ознакомления и рецензирования научному руководителю. Цель рецензирования – выявить недостатки работы, после устранения которых она может быть рекомендована к защите. На предварительной защите печатный экземпляр работы и раздаточный материал должны находиться в аудитории, чтобы присутствующие могли с ними ознакомиться. 2. Подготовить иллюстрационный раздаточный материал в печатном виде на отдельных листах формата А4 в количестве, равном или большем количества присутствующих; электронную презентацию, выполненную, например, в редакторе MS PowerPoint. Электронная презентация доклада дублирует печатные раздаточные материалы. 3. Подготовить и выучить наизусть текст доклада (или хотя бы основную часть, во время которой демонстрируются слайды или раздаточные материалы). Продумать последовательность и текст доклада для демонстрации прикладных результатов работы. Отрепетировать способы соединения разных частей доклада, чтобы при переходе от слайда к слайду или от описания методик к результатам исследования не теряться. Доклад на предзащите и защите работы должен быть четко структурирован. Необходимо ясно выделить основные идеи работы. Основное внимание в докладе должно уделяться непосредственно работе, выполненной студентом самостоятельно, ее достоинствам и особенностям. в научно-исследовательском и практическом аспектах. На доклад обычно отводится 5–10 минут. В начале доклада необходимо представиться, огласить тему работы, назвать научного руководителя. Классическая схема доклада подразумевает краткое изложение актуальности темы, цели и задач исследования, положений, выносимых на защиту. Далее кратко излагаются используемые подходы или методы (методики), иллюстрируются математические модели, рассматриваются основные результаты работы, дается заключение, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы. Все элементы доклада необходимо иллюстрировать слайдами и раздаточными материалами. Для успешного выступления целесообразно прорепетировать доклад Любой присутствующий на предзащите и защите имеет право ознакомиться с текстом работы, сопроводительными документами, а также задать вопрос дипломнику. На вопросы обычно отводиться 5–7 мин. По результатам предзащиты кафедрой принимается решение о допуске студента к защите дипломной или магистерской работы. Защита работы осуществляется в утвержденную заранее дату и время, при полном составе государственной экзаменационной комиссии Процедура защиты работы включает − доклад дипломника (магистранта) о содержании работы; − вопросы к автору; − ответы студента на вопросы присутствующих; − оглашение отзыва научного руководителя или его выступление, оглашение рецензий на работу; − заключительное слово студента; − решение комиссии об оценке работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕНаписание и защита дипломной или магистерской работы является заключительным этапом процесса обучения студента. Его высокая эффективность подтверждается многолетним опытом работы преподавателей математического факультета, поскольку он является важным фактором усовершенствования профессиональных теоретических и практических знаний и навыков будущего специалиста в области прикладной математики или информатики. Написание дипломной и магистерской работы способствует расширению научного мировоззрения, формированию навыков научного исследования, что особенно важно для студентов-магистрантов. Написание магистерской работы может стать первым шагом молодых ученых в область будущих научных исследований.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Лосева Н. Н. Магистерская работа и методика ее написания / Н. Н. Лосева, Е. И. Скафа. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2006. – 60 с. 2. Величко П. М. Поради до оформлення курсових і дипломних робіт / П. М. Величко. – Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2001. – 48 с. 3. Петренко Т. Г. Методические указания к выполнению и оформлению курсовых работ / Т. Г. Петренко. – Донецк: Апекс, 2000. – 36 с. 4. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты / Ф. А. Кузин. – М.: Ось-89, 1997. – 304 с. 5. Шейко В. М. Організація та методика науково-дослідної діяльності / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – К.: Знання-Прес, 2002. – 295 с. 6. Баскаков А. Я. Методология научного исследования / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216 с. 7. Цехмістрова Г. С. Методологія наукових досліджень / Г. С. Цехмістрова. – К.: Слово, 2008. – 280 с.
Приложение 1 Пример аннотации магистерской работы
АННОТАЦИЯ на магистерскую работу студентки 5 курса специальности «Прикладная математика» факультета математики и информационных технологий Донецкого национального университета Чурсиной Е. Ю. на тему «Разработка электронного учебно-методического комплекса по Данная магистерская работа посвящена проблеме создания электронного учебно-методического комплекса, которая является достаточно актуальной в связи с информатизацией сферы образования, а также переходом на кредитно-модульную систему обучения. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных литературных источников из 47 наименований на 6 страницах, 3 приложений на 24 страницах. Работа содержит 17 рисунков, 2 таблицы. Общий объем работы составляет 88 страниц, из них 58 – основного текста. Во введении изложены положения актуальности разработки электронной учебно-методического комплекса и его значение при использовании в учебном процессе. В первом разделе работы поставлена задача по разработке электронного учебно-методического комплекса по учебному курсу «Теория управления». Проведен критический обзор существующих популярных электронных учебно-методических комплексов и выявлены основные требования к функциональным возможностям разрабатываемого электронного учебно-методического комплекса. Второй раздел посвящен рассмотрению основных теоретических положений, необходимых для разработки электронного учебно-методического комплекса по учебному курсу «Теория управления». Представлена общая характеристика дисциплины, разработаны обучающие методические материалы и контрольно-проверочные тестирующие задания по курсу «Теория управления». Третий раздел включает в себя программную реализацию электронного учебно-методического комплекса по учебному курсу «Теория управления», а именно: информационную структуру комплекса, его алгоритмическое описание и пример работы программы. В заключении подведены итоги проделанной работы и обоснована универсальность разработанного электронного учебно-методического комплекса. Ключевые слова: информационные технологи в образовании, электронный учебно-методический комплекс, обучение, тестирование.
Приложение 2 Пример отзыва руководителя магистерской работы
ОТЗЫВ на магистерскую работу студентки 5 курса специальности «Прикладная математика» математического факультета Донецкого национального университета Зейдиной Марии Ивановны на тему «Разработка методов проведения тестирования и оценки их результатов с использованием современных информационных технологий» Качественное усвоение материала определяется количественной мерой – оценкой. Вопрос контроля знаний и выставления оценок занимает важное место в области практического использования компьютерных обучающих систем. В ходе выполнения магистерской работы Зейдина М. И. провела исследования предметной области, рассмотрела существующие подходы к решению поставленной задачи, формализовала методы проведения тестирования и разработала математическую модель оценки их результатов. Разработанные модели были положены в основу при проектировании и создании информационной базы данных, разработки программного обеспечения автоматизированной системы «Тестирования знаний». Использование разработанной системы позволяет снизить временные и финансовые затраты в ходе проведения тестирования, а также увеличивает надежность и объективность оценки знаний. Во время работы над поставленными задачами Мария проявила настойчивость, целеустремленность, умение применять полученные знания на практике. Результаты исследований магистранта были доложены на научной конференции студентов математического факультета (г. Донецк, Донецкий национальный университет, 21 апреля 2007 г.) и ІІ Міжнародній науково-практичній конференції молодих учених, аспірантів, студентів «Сучасна інформаційна Україна: інформатика, економіка, філософія» (г. Донецк, Государственный университет информатики и искусственного интеллекта, 13-14 мая 2008 г.). Магистерская работа выполнена в полном объеме, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями и заслуживает оценки «отлично». З повагою ІЦ " KURSOVIKS"! |