Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 1870 Методическое пособие для прохождения педагогической практики для студентов специальностей Информатика и Технологическое образование, КИПУ

Методическое пособие для прохождения педагогической практики для студентов специальностей Информатика и Технологическое образование, КИПУ

« Назад

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методическое пособие

для прохождения педагогической практики

для студентов специальностей:

  • Информатика

  • Технологическое образование

  • Историко-филологический факультет

 

Симферополь, 2014

Методическое пособие разработано в помощь студентам четвертого и пятого курсов, которые проходят педагогическую практику в школе. Пособие включает в себя перечень заданий, необходимых для прохождения практики, а также рекомнедации по составлению психолого-педагогической характреистики учащегося. 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цели и задачи педагогической практики

Целями педагогической практики являются:

- обеспечение психологической и профессиональной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;

- развитие профессионально и личностно-значимых качеств личности;

- формирование мировоззренческой и педагогической культуры будущего мастера профессионального обучения.

Задачами педагогической практики являются:

-  актуализация психолого-педагогических знаний студентов;

- изучение инновационного опыта организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- развитие организационных, коммуникативных, исследовательских, технологических, управленческих, рефлексивных способностей студентов.

В процессе педагогической практики студенты изучают и овладевают различными видами деятельности в образовательном учреждении: воспитательной, обучающей, развивающей, организационной, научно-методической педагогической, исследовательской, интегративной, аналитической и др.

В результате формируются следующие умения будущего мастера профессионального обучения:

- анализировать педагогические ситуации, результаты процессов обучения и воспитания;

- интегрировать профессиональные и психолого-педагогические и управленческие знания для осуществления профессионально-педагогической деятельности;

- проектировать учебную и внеучебную деятельность студентов;

- организовывать учебно-воспитательный процесс в учебной и внеучебной деятельности;

- исследовать учебно-воспитательный процесс с целью выявления противоречий и установления путей их разрешения;

- проявлять творческий подход к делу;

- моделировать собственную педагогическую систему;

- проверять на практике эффективность инновационных процессов. 

На четвертом курсе обучения в качестве задания от кафедры психологии на период педагогической практики студент должен:

  1. Провести психолого-педагогическое изучение класса (коллектива) в котором студент проходит педагогическую практику.

  2. Провести исследование с двумя учениками (испытуемыми), обладающими различными интеллектуальными и/или личностными особенностями и составить психолого-педагогическую характеристику личности учащегося (испытуемого).

В качестве учебно-методического сопровождения студенту необходимо:

Знать:

  • литературу по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии;

  • возрастные и индивидуально-психологические особенности детей;

  • критерии качества и оценки отчета по педагогической практике

Уметь:

  • использовать предлагаемые кафедрой методические рекомендации и ориентировочную схему изучения и составления характеристики личности учащегося (испытуемого);

  • использовать предлагаемое кафедрой методическое обеспечение (экспериментальные методики исследования, инструкции и рекомендации к их проведению, правила анализа и оценки полученных результатов);

  • применять на практике навыки и умения психолого-педагогической работы с детьми и учителями

Студенты должны сдать результаты исследования и психолого-педагогические характеристики руководителю от кафедры психологии по окончанию практики, не позднее семи дней до итоговой конференции. 

На пятом курсе в качестве задания по кафедре психологии от студента требуется:

  1. Провести исследование и составить психолого-педагогическую характеристику класса.

  2.  Провести исследование с одним учеником (испытуемым) и составить психолого - педагогическую характеристику личности учащегося (испытуемого).

  3. Провести психологический анализ учебного мероприятия (урока) и представить письменный отчет.

В качестве методического обеспечения студенту необходимо

Знать:

  • литературу по проблемам общей, социальной, возрастной и педагогической психологии:

  • возрастные и индивидуально-психологические особенности детей;

  • социально-психологические феномены и закономерности межличностных отношений в группах и коллективах;

  • критерии качества и оценки отчета по практике.

Уметь:

  • использовать методические указания и ориентировочную схему изучения и составления характеристики классного коллектива.

  • использовать методическое обеспечение (методы и методики исследования, инструкции и рекомендации к их проведению, анализу и оценки).

  • использовать схему наблюдения и составления психологического анализа учебного мероприятия (урока).

  • применять на практике навыки и умения психолого-педагогической работы с детьми и учителями;

  • составлять психолого-педагогические рекомендации по обучению и воспитанию учащихся, а также оптимизации психологического климата в группе учеников.

Во время  педагогической практики рекомендуется использовать следующие методы изучения учащихся:

- изучение документов: знакомство с личными делами учащихся; просмотр классного журнала,

- беседы с учителями и классным руководителем;

- информация от администрации: организатора, завуча, директора школы;

- наблюдение за учащимися;

- анализ результатов деятельности учащихся: посещение спортивных занятий, кружков художественной деятельности, а также анализ сочинений  учащихся;

- беседы с  учащимися;

- проведение экспериментальных, психодиагностических исследовательских работ по изучению личности учащихся. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 

В процессе составления психолого-педагогической характеристики ученика практикант должен углубить свои знания теоретических основ общей, возрастной и педагогической психологии и успешно применять на практике эти знания в условиях школы. В работе над характеристикой выявляется умение студента собирать необходимый материал для психологического осмысления и психолого-педагогического заключения.

При составлении и написании характеристики ученика необходимо учесть следующее:

- не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами из наблюдений, бесед или психодиагностических протоколов;

- не допускать схематизма, не описывать ученика как исключительно положительную или отрицательную личность, избегать субъективных моральных оценок;

- характеристика должна содержать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов;

- в процессе работы с использованием классических психодиагностических методик необходимо обязательное ведение протокола

- в конце характеристики следует сделать педагогические выводы и рекомендации относительно особенностей учебной и воспитательной работы с этим учеником.

Руководитель педагогической практики от кафедры психологии оценивает психолого-педагогическую характеристику студента, исходя из данных требований. Эта оценка входит в общую оценку педагогической практики студента.

Комплексное психологическое исследование ученика предполагает изучение студентом различных сфер психической жизни и деятельности личности.

 

Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Для составления психолого-педагогической характеристики  студенту-практиканту кафедра психологии предлагает:

- ориентировочную структурно-методическую схему психологического исследования личности учащегося с использованием соответствующих психодиагностических методик,

- перечень обязательных и рекомендуемых психодиагностических методик (стимульный материал, инструкции и методические рекомендации к их применению, способы обработки и интерпретации полученных результатов, критерии оценки психических особенностей процессов свойств, состояний). 

Схема психолого-педагогической характеристики испытуемого:

1. Общие данные (фамилия, имя, год рождения, класс).

2. Физическое развитие ученика:

а) уровень физического развития (норма, опережение, отставание);

б) актуальное состояние здоровья, отношение к своему здоровью;

в) отношение к спорту, урокам физкультуры и физической зарядке.

3. Возрастные особенности личности ученика (характер его самооценок, эталоны взрослости, особенности чувства взрослости, оценка сверстников и учителей, родителей и других взрослых, характер самовыражения, способы утверждения себя как личности и пр.).

4. Влияние семейного воспитания:

а) отношение к ребенку родителей и близких (требовательность, уважение, любовь и принятие, суровость, жестокость, отвержение и изоляция избалованность, согласованность или разлад в средствах воспитания среди членов семьи);

б) состав семьи, материальные и культурные условия домашней жизни ученика

в) отношение ребенка к семье - матери, отцу, сестрам братьям, бабушке, дедушке.

5. Учебная деятельность и умственное развитие ученика:

а) общее умственное развитие: кругозор, начитанность, развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно и письменно); особенности внимания (степень развития произвольного внимания, устойчивость, концентрация, умение распределять внимание, переключаемость); особенности памяти (объем непосредственной памяти, развитие осмысленной памяти, владение приемами опосредованного запоминания, легкость воспроизведения); развитие мышления: умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, находить быстрое решение, особенности творческого мышления;

б) самостоятельность ученика: умение планировать время, работать над книгой, письмом, контролировать себя, заучивать материал, составлять план, конспекты и т.д.

в) интерес к занятиям и отношение к учению (к каким учебным предметам проявляет больший интерес, отношение к отметке, оценке способностей учителями).

6. Трудовая деятельность (любит ли трудиться или относится к труду пренебрежительно):

а) организованность и дисциплинированность в труде;

б) какие виды труда предпочитает; сфера будущих профессиональных интересов

в) участие в производительном труде.

7. Общественная деятельность и активность:

а) интерес к общественной и политической жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями, родителями, товарищами);

б) интерес к жизни коллектива (класса, школы). Проявляет заинтересованность или равнодушие?

в) какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические), как их выполняет; или же не имеет поручений.

8. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

а) положение в коллективе (любовь, авторитет, отчужденность, чем определяется это отношение), доволен ли своим положением в коллективе и какое хотел бы занять?

б) отношение к товарищам по классу: с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чем их причина?

в) отношение к учителям и воспитателям.

9. Психологические особенности личности учащегося (желательно в этих вопросах отметить возрастные особенности проявления личностных качеств):

а) интересы, их глубина и активность. Интерес к чтению (что читает: художественную, научно-популярную пли развлекательную литературу), к технике, искусству, моделированию, кино, спорту, коллекционированию и др.;

б) специальные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности, математические и в чем они проявляются);

в) о чем мечтает и какую профессию намечает в будущем;

г) особенности характера и темперамента: дисциплинированность (выполнение школьного режима, отношение к требованиям взрослых, наиболее типичные нарушения дисциплины); ярко выраженные отрицательные н положительные черты характера: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, общительность, замкнутость, честность, лживость, ответственность, щедрость, жадность, аккуратность, неряшливость, трудолюбие, скромность, самостоятельность или грубость, эгоизм, черствость, зазнайство п др.; проявление темперамента: энергичность, вялость, вспыльчивость, хладнокровие, сдержанность, устойчивость или частая смена настроения, склонность к аффектам, быстрота или медлительность реакций.

10. Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе:

а) общий вывод о данном ученике (испытуемом);

б) выбор учебно-воспитательных мероприятий, наиболее действенных для данного ученика (испытуемого);

в) индивидуальная работа практиканта как помощника классного руководителя с данным учеником;

г) рекомендации по перспективе дальнейшей работы с учеником. 

Перечень рекомендуемых и обязательных методик

В виду большого количества сходных по цели и направленности методик студентам предлагается использование обязательных (протоколируемых и подотчётных) и дополнительных, которые рекомендуется использовать студентам. Обязательные методики подчеркнуты линией. 

Познавательная сфера личности.

1. Внимание.

Методики: "Таблицы Шульте", "Корректурная проба", "Счёт по Крепелину", "Тест Мюнстенберга", "Шульте-Горбова". .

2. Восприятие.

Методы: "Фигуры Попельрейтера", Восприятие цветов, звуков, фигуры и фона, зашумленных фигур, пространственных и временных параметров.

3. Память.

Методики: "Запоминание 10 слов", "Пиктограммы", "Память на числа", "Память на образы", "Запоминание фигур" "Воспроизведение рассказов".

4. Мышление, речь и интеллект.

Методики: "Исключение четвертого лишнего" (вербальный или образный вариант), "Выделение существенных признаков", "Простые аналогии", "Классификация". "Сравнение понятий", "Сложные аналогии", анализ сочинений и устных рассказов, "тест Векслера" "Понимание метафор пословиц и поговорок", "ШТУР", "Матрицы Равена".

Исследование индивидуально-психологических особенностей личности:

1. Оценка эмоционального состояния.

Шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера, тест школьной тревожности Филипса Тест Люшера, САН (Самочувствие, активность, настроение), опросник Басса -Дарки, изучение эмоциональной направленности (Б.И.Додонов),

2. Изучение индивидуально психологических свойств личности.

Базисных темпераментальных: Тест-опросник EPI (Г.Айзенк), опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк), опросник Руссалова.

характерологических: опросник Шмишека, Многофакторные (личностные): 16PF- опросник Кеттела, сокращенный вариант MMPI (Мини -мульт); проективные: "Несуществующее животное", Тест Люшера.

3. Изучение ценностной и мотивационной направленности.

Ценностных ориентаций М.Рокича, методика УСК (Дж. Роттер), Самооценка (Дембо-Рубинштейн), Проективные: Незаконченных предложений (Сакса-Сиднея).

Изучение сферы межличностных отношений

Тест К.Томаса, опросник Тимоти Лири, PARI, Социометрия, Референтометрия, Проективные: Тест С.Розенцвейга, Методика Рене Жиля, "Незаконченные предложения", "Кинетический рисунок семьи".

Тесты профориентации

Методика ДДО (Е.А.Климов), Методика "Карта интересов", Методика КОС.

Психолого-педагогическая характеристика должна быть развернутой, подробной, составленной по всем требованиям, изложенным в данном пособии. Вверху указываются все данные ученика: имя, фамилия, возраст, класс.

Объем характеристики (без протоколов) должен быть не менее 5 страниц. Содержание характеристики должно отражать все необходимые для комплексного и качественного заключения психологические сферы и стороны жизни и деятельности ученика.

Результаты исследования познавательной сферы, личностных особенностей включают в психологическую характеристику ученика (испытуемого). На каждое задание заполняется отдельный протокол. Для каждой из психодиагностических методик (процедур) существуют определенные общие и специфические требования к оформлению и ведению протокола.

К общим можно отнести:

- оформление номера протокола (номер протокола лучше указывать в порядке проведения методической процедуры);

- указание фамилии, имени, отчества ученика, возраста, дату обследования, наличие названия и цели методики,

- оформление общего вывода о конкретной особенности ученика по результатам данной методики (теста);

- обязательное ведение и заполнение протокола непосредственно в процессе работы с учеником.

К специфическим можно отнести:

- содержательные (по стимульному материалу, цели и процедуре исследования) характеристики;

- индивидуальные графики, таблицы, схемы и т.п.

- рисунки;

Характеристику, протоколы исследования, содержащие все необходимые процессуальные, содержательные характеристики работы, таблицы и графики, а также рисунки ученика складывают в одну папку и сдают руководителю практики на кафедру психологии.

 

Ориентировочная схема изучения коллектива и составление характеристики на группу (класс)

Общие сведения о группе

1. Название группы, учебного заведения.

2. Количество учащихся, из них: юношей, девушек, проживающих в общежитии, сирот, из малообеспеченных семей и т. д.

3. Сплоченность и управляемость коллектива.

4. Связь с другими группами учебного заведения.

Внеучебная и общественно-полезная деятельность группы

1. Общий уровень культуры: внешний вид, манера обращения, поведения и т. д.

2. Участие в кружках, клубах, спортивных секциях, соревнованиях.

3. Участие в организации бытового труда в учебно-профессиональном заведении, общежитии (дежурство, уборка территории и т. д.).

Межличностные отношения учащихся группы

1. Уровень сплоченности в коллективе: наличие обособленных групп, дружеских пар; роль неформальных групп.

2. Роль актива группы.

3. Конфликтные ситуации, их частота и способы разрешения.

4. Участие преподавателя в руководстве группой (характер взаимоотношений, авторитет преподавателя, влияние на учащихся).

5. Наиболее типичные недостатки коллектива группа.

6. Выводы и предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности группы.

 

Методические рекомендации по оформлению отчета

Отчет представляет собой аналитический систематизированный документ, отражающий достижение целей практики и усвоение соответствующей программы. Отчет выполняется печатным способом на одной стороне листа бумаги формата А4 (297x210). Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30мм, правое – не менее 10 мм, верх не менее – 15мм, нижнее – не менее 20мм.

Изложение работы должно быть ясными, точными четкими. Нельзя допускать произвольное сокращение слов, непризнанной терминологии. Все таблицы, схемы, чертежи, рисунки, иллюстрированные материалы должны быть озаглавлены и пронумерованы.

Нумерация страниц сквозная. Титульный лист включается в общее количество страниц отчета. На титульном листе номер не ставится, на следующих страницах номер проставляется в правом нижнем углу.

Отчет студента содержит:

·  титульный лист (Приложение 1)

·  введение

·  основную часть

·  заключение

·  дневник практики

·  список литературы

·  приложения

Содержание разделов «введение», «основная часть», «заключение» определяются целями, задачами и содержанием педагогической практики.

Введение включает в себя цели, задачи, сроки, базу, актуальность и значение тематики педагогической практики.

Основная часть отчета педагогической практики содержит:

- общую характеристику образовательного учреждения;

- психолого-педагогическую характеристику учебного коллектива;

- психолого-педагогические характеристики учащихся

Заключение включает в себя выводы студентов по итогам педагогической практики.

Дневник содержит ежедневное описание работы, заверенное подписью руководителя по месту прохождения практики.

Приложения содержат: анкеты, данные социометрии, рисунки  и д. р.

З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!