Методическое пособие для прохождения педагогической практики для студентов специальностей Информатика и Технологическое образование, КИПУ
« Назад МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методическое пособие для прохождения педагогической практики для студентов специальностей:
Симферополь, 2014 Методическое пособие разработано в помощь студентам четвертого и пятого курсов, которые проходят педагогическую практику в школе. Пособие включает в себя перечень заданий, необходимых для прохождения практики, а также рекомнедации по составлению психолого-педагогической характреистики учащегося.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИЦели и задачи педагогической практики Целями педагогической практики являются: - обеспечение психологической и профессиональной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности; - развитие профессионально и личностно-значимых качеств личности; - формирование мировоззренческой и педагогической культуры будущего мастера профессионального обучения. Задачами педагогической практики являются: - актуализация психолого-педагогических знаний студентов; - изучение инновационного опыта организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; - развитие организационных, коммуникативных, исследовательских, технологических, управленческих, рефлексивных способностей студентов. В процессе педагогической практики студенты изучают и овладевают различными видами деятельности в образовательном учреждении: воспитательной, обучающей, развивающей, организационной, научно-методической педагогической, исследовательской, интегративной, аналитической и др. В результате формируются следующие умения будущего мастера профессионального обучения: - анализировать педагогические ситуации, результаты процессов обучения и воспитания; - интегрировать профессиональные и психолого-педагогические и управленческие знания для осуществления профессионально-педагогической деятельности; - проектировать учебную и внеучебную деятельность студентов; - организовывать учебно-воспитательный процесс в учебной и внеучебной деятельности; - исследовать учебно-воспитательный процесс с целью выявления противоречий и установления путей их разрешения; - проявлять творческий подход к делу; - моделировать собственную педагогическую систему; - проверять на практике эффективность инновационных процессов. На четвертом курсе обучения в качестве задания от кафедры психологии на период педагогической практики студент должен:
В качестве учебно-методического сопровождения студенту необходимо: Знать:
Уметь:
Студенты должны сдать результаты исследования и психолого-педагогические характеристики руководителю от кафедры психологии по окончанию практики, не позднее семи дней до итоговой конференции. На пятом курсе в качестве задания по кафедре психологии от студента требуется:
В качестве методического обеспечения студенту необходимо Знать:
Уметь:
Во время педагогической практики рекомендуется использовать следующие методы изучения учащихся: - изучение документов: знакомство с личными делами учащихся; просмотр классного журнала, - беседы с учителями и классным руководителем; - информация от администрации: организатора, завуча, директора школы; - наблюдение за учащимися; - анализ результатов деятельности учащихся: посещение спортивных занятий, кружков художественной деятельности, а также анализ сочинений учащихся; - беседы с учащимися; - проведение экспериментальных, психодиагностических исследовательских работ по изучению личности учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯВ процессе составления психолого-педагогической характеристики ученика практикант должен углубить свои знания теоретических основ общей, возрастной и педагогической психологии и успешно применять на практике эти знания в условиях школы. В работе над характеристикой выявляется умение студента собирать необходимый материал для психологического осмысления и психолого-педагогического заключения. При составлении и написании характеристики ученика необходимо учесть следующее: - не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами из наблюдений, бесед или психодиагностических протоколов; - не допускать схематизма, не описывать ученика как исключительно положительную или отрицательную личность, избегать субъективных моральных оценок; - характеристика должна содержать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов; - в процессе работы с использованием классических психодиагностических методик необходимо обязательное ведение протокола - в конце характеристики следует сделать педагогические выводы и рекомендации относительно особенностей учебной и воспитательной работы с этим учеником. Руководитель педагогической практики от кафедры психологии оценивает психолого-педагогическую характеристику студента, исходя из данных требований. Эта оценка входит в общую оценку педагогической практики студента. Комплексное психологическое исследование ученика предполагает изучение студентом различных сфер психической жизни и деятельности личности.
Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности учащегосяДля составления психолого-педагогической характеристики студенту-практиканту кафедра психологии предлагает: - ориентировочную структурно-методическую схему психологического исследования личности учащегося с использованием соответствующих психодиагностических методик, - перечень обязательных и рекомендуемых психодиагностических методик (стимульный материал, инструкции и методические рекомендации к их применению, способы обработки и интерпретации полученных результатов, критерии оценки психических особенностей процессов свойств, состояний). Схема психолого-педагогической характеристики испытуемого: 1. Общие данные (фамилия, имя, год рождения, класс). 2. Физическое развитие ученика: а) уровень физического развития (норма, опережение, отставание); б) актуальное состояние здоровья, отношение к своему здоровью; в) отношение к спорту, урокам физкультуры и физической зарядке. 3. Возрастные особенности личности ученика (характер его самооценок, эталоны взрослости, особенности чувства взрослости, оценка сверстников и учителей, родителей и других взрослых, характер самовыражения, способы утверждения себя как личности и пр.). 4. Влияние семейного воспитания: а) отношение к ребенку родителей и близких (требовательность, уважение, любовь и принятие, суровость, жестокость, отвержение и изоляция избалованность, согласованность или разлад в средствах воспитания среди членов семьи); б) состав семьи, материальные и культурные условия домашней жизни ученика в) отношение ребенка к семье - матери, отцу, сестрам братьям, бабушке, дедушке. 5. Учебная деятельность и умственное развитие ученика: а) общее умственное развитие: кругозор, начитанность, развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно и письменно); особенности внимания (степень развития произвольного внимания, устойчивость, концентрация, умение распределять внимание, переключаемость); особенности памяти (объем непосредственной памяти, развитие осмысленной памяти, владение приемами опосредованного запоминания, легкость воспроизведения); развитие мышления: умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, находить быстрое решение, особенности творческого мышления; б) самостоятельность ученика: умение планировать время, работать над книгой, письмом, контролировать себя, заучивать материал, составлять план, конспекты и т.д. в) интерес к занятиям и отношение к учению (к каким учебным предметам проявляет больший интерес, отношение к отметке, оценке способностей учителями). 6. Трудовая деятельность (любит ли трудиться или относится к труду пренебрежительно): а) организованность и дисциплинированность в труде; б) какие виды труда предпочитает; сфера будущих профессиональных интересов в) участие в производительном труде. 7. Общественная деятельность и активность: а) интерес к общественной и политической жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями, родителями, товарищами); б) интерес к жизни коллектива (класса, школы). Проявляет заинтересованность или равнодушие? в) какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические), как их выполняет; или же не имеет поручений. 8. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: а) положение в коллективе (любовь, авторитет, отчужденность, чем определяется это отношение), доволен ли своим положением в коллективе и какое хотел бы занять? б) отношение к товарищам по классу: с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чем их причина? в) отношение к учителям и воспитателям. 9. Психологические особенности личности учащегося (желательно в этих вопросах отметить возрастные особенности проявления личностных качеств): а) интересы, их глубина и активность. Интерес к чтению (что читает: художественную, научно-популярную пли развлекательную литературу), к технике, искусству, моделированию, кино, спорту, коллекционированию и др.; б) специальные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности, математические и в чем они проявляются); в) о чем мечтает и какую профессию намечает в будущем; г) особенности характера и темперамента: дисциплинированность (выполнение школьного режима, отношение к требованиям взрослых, наиболее типичные нарушения дисциплины); ярко выраженные отрицательные н положительные черты характера: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, общительность, замкнутость, честность, лживость, ответственность, щедрость, жадность, аккуратность, неряшливость, трудолюбие, скромность, самостоятельность или грубость, эгоизм, черствость, зазнайство п др.; проявление темперамента: энергичность, вялость, вспыльчивость, хладнокровие, сдержанность, устойчивость или частая смена настроения, склонность к аффектам, быстрота или медлительность реакций. 10. Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе: а) общий вывод о данном ученике (испытуемом); б) выбор учебно-воспитательных мероприятий, наиболее действенных для данного ученика (испытуемого); в) индивидуальная работа практиканта как помощника классного руководителя с данным учеником; г) рекомендации по перспективе дальнейшей работы с учеником. Перечень рекомендуемых и обязательных методикВ виду большого количества сходных по цели и направленности методик студентам предлагается использование обязательных (протоколируемых и подотчётных) и дополнительных, которые рекомендуется использовать студентам. Обязательные методики подчеркнуты линией. Познавательная сфера личности. 1. Внимание. Методики: "Таблицы Шульте", "Корректурная проба", "Счёт по Крепелину", "Тест Мюнстенберга", "Шульте-Горбова". . 2. Восприятие. Методы: "Фигуры Попельрейтера", Восприятие цветов, звуков, фигуры и фона, зашумленных фигур, пространственных и временных параметров. 3. Память. Методики: "Запоминание 10 слов", "Пиктограммы", "Память на числа", "Память на образы", "Запоминание фигур" "Воспроизведение рассказов". 4. Мышление, речь и интеллект. Методики: "Исключение четвертого лишнего" (вербальный или образный вариант), "Выделение существенных признаков", "Простые аналогии", "Классификация". "Сравнение понятий", "Сложные аналогии", анализ сочинений и устных рассказов, "тест Векслера" "Понимание метафор пословиц и поговорок", "ШТУР", "Матрицы Равена". Исследование индивидуально-психологических особенностей личности: 1. Оценка эмоционального состояния. Шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера, тест школьной тревожности Филипса Тест Люшера, САН (Самочувствие, активность, настроение), опросник Басса -Дарки, изучение эмоциональной направленности (Б.И.Додонов), 2. Изучение индивидуально психологических свойств личности. Базисных темпераментальных: Тест-опросник EPI (Г.Айзенк), опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк), опросник Руссалова. характерологических: опросник Шмишека, Многофакторные (личностные): 16PF- опросник Кеттела, сокращенный вариант MMPI (Мини -мульт); проективные: "Несуществующее животное", Тест Люшера. 3. Изучение ценностной и мотивационной направленности. Ценностных ориентаций М.Рокича, методика УСК (Дж. Роттер), Самооценка (Дембо-Рубинштейн), Проективные: Незаконченных предложений (Сакса-Сиднея). Изучение сферы межличностных отношений Тест К.Томаса, опросник Тимоти Лири, PARI, Социометрия, Референтометрия, Проективные: Тест С.Розенцвейга, Методика Рене Жиля, "Незаконченные предложения", "Кинетический рисунок семьи". Тесты профориентации Методика ДДО (Е.А.Климов), Методика "Карта интересов", Методика КОС. Психолого-педагогическая характеристика должна быть развернутой, подробной, составленной по всем требованиям, изложенным в данном пособии. Вверху указываются все данные ученика: имя, фамилия, возраст, класс. Объем характеристики (без протоколов) должен быть не менее 5 страниц. Содержание характеристики должно отражать все необходимые для комплексного и качественного заключения психологические сферы и стороны жизни и деятельности ученика. Результаты исследования познавательной сферы, личностных особенностей включают в психологическую характеристику ученика (испытуемого). На каждое задание заполняется отдельный протокол. Для каждой из психодиагностических методик (процедур) существуют определенные общие и специфические требования к оформлению и ведению протокола. К общим можно отнести: - оформление номера протокола (номер протокола лучше указывать в порядке проведения методической процедуры); - указание фамилии, имени, отчества ученика, возраста, дату обследования, наличие названия и цели методики, - оформление общего вывода о конкретной особенности ученика по результатам данной методики (теста); - обязательное ведение и заполнение протокола непосредственно в процессе работы с учеником. К специфическим можно отнести: - содержательные (по стимульному материалу, цели и процедуре исследования) характеристики; - индивидуальные графики, таблицы, схемы и т.п. - рисунки; Характеристику, протоколы исследования, содержащие все необходимые процессуальные, содержательные характеристики работы, таблицы и графики, а также рисунки ученика складывают в одну папку и сдают руководителю практики на кафедру психологии.
Ориентировочная схема изучения коллектива и составление характеристики на группу (класс)Общие сведения о группе 1. Название группы, учебного заведения. 2. Количество учащихся, из них: юношей, девушек, проживающих в общежитии, сирот, из малообеспеченных семей и т. д. 3. Сплоченность и управляемость коллектива. 4. Связь с другими группами учебного заведения. Внеучебная и общественно-полезная деятельность группы 1. Общий уровень культуры: внешний вид, манера обращения, поведения и т. д. 2. Участие в кружках, клубах, спортивных секциях, соревнованиях. 3. Участие в организации бытового труда в учебно-профессиональном заведении, общежитии (дежурство, уборка территории и т. д.). Межличностные отношения учащихся группы 1. Уровень сплоченности в коллективе: наличие обособленных групп, дружеских пар; роль неформальных групп. 2. Роль актива группы. 3. Конфликтные ситуации, их частота и способы разрешения. 4. Участие преподавателя в руководстве группой (характер взаимоотношений, авторитет преподавателя, влияние на учащихся). 5. Наиболее типичные недостатки коллектива группа. 6. Выводы и предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности группы.
Методические рекомендации по оформлению отчетаОтчет представляет собой аналитический систематизированный документ, отражающий достижение целей практики и усвоение соответствующей программы. Отчет выполняется печатным способом на одной стороне листа бумаги формата А4 (297x210). Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30мм, правое – не менее 10 мм, верх не менее – 15мм, нижнее – не менее 20мм. Изложение работы должно быть ясными, точными четкими. Нельзя допускать произвольное сокращение слов, непризнанной терминологии. Все таблицы, схемы, чертежи, рисунки, иллюстрированные материалы должны быть озаглавлены и пронумерованы. Нумерация страниц сквозная. Титульный лист включается в общее количество страниц отчета. На титульном листе номер не ставится, на следующих страницах номер проставляется в правом нижнем углу. Отчет студента содержит: · титульный лист (Приложение 1) · введение · основную часть · заключение · дневник практики · список литературы · приложения Содержание разделов «введение», «основная часть», «заключение» определяются целями, задачами и содержанием педагогической практики. Введение включает в себя цели, задачи, сроки, базу, актуальность и значение тематики педагогической практики. Основная часть отчета педагогической практики содержит: - общую характеристику образовательного учреждения; - психолого-педагогическую характеристику учебного коллектива; - психолого-педагогические характеристики учащихся Заключение включает в себя выводы студентов по итогам педагогической практики. Дневник содержит ежедневное описание работы, заверенное подписью руководителя по месту прохождения практики. Приложения содержат: анкеты, данные социометрии, рисунки и д. р. З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!
|