Этапы и процедуры социологического исследования, Социологическое исследование, Социология
« НазадЭтапы и процедуры социологического исследованияИтак, предварительно изучена проблема, подготовлена программа исследования, в соответствии с ней определена выборка – это три первых этапа любого социологического исследования. Следующий шаг – составление методик, документов исследования. Разработка инструментария исследованияИнструменты исследования – это полевые документы, то есть методики, которые будут использоваться в «поле», или в полевом исследовании,– так социологи, по аналогии с геологическим термином, обозначают работу на объекте, в полевых условиях, то есть во время реального опроса или кодирования документов, наблюдения или эксперимента. Полевыми документами называются анкеты, опросные листы для интервью, кодификаторы (перечни категорий и признаков для контент-анализа документов), карты наблюдения и т. п. К инструментарию исследования относятся инструкции интервьюерам, кодировщикам и другим участникам полевого исследования, другие необходимые документы. Составление методик, полевых документов ведется в соответствии с целями, задачами, содержанием исследования, определенным в программе (об этом подробнее в разделе о методах исследования). Пилотирование полевых документов – пробное исследованиеСледующая процедура – пилотаж, то есть пробное исследование на предмет выявления того, каким образом работают полевые документы. Для этого выбирается небольшое количество объектов (респондентов, текстов и т. п.) и проверяется, как воспринимается, например, текст анкеты. Понятна ли она? Не сложна ли для заполнения? Сколько времени занимает, не надо ли ее сократить? Не вызывают ли негативного отношения некоторые (особенно оценочные) вопросы? Хорошо ли подобраны варианты ответов, не пропущены ли какие-то важные, с точки зрения аудитории, позиции? С респондентами, которые участвуют в пробном исследовании, нужно обсудить эти сложности и выслушать их предложения. Доработка и тиражирование полевых документовЕстественно, что после пилотажа анкета или другой полевой документ дорабатываются и тиражируются. Всегда нужно печатать их примерно на 10–20 % больше, чем запланировано выборкой, потому что анкеты у респондентов теряются, приходится делать замену объектов и т. п. Инструктаж участников исследованияЗатем проводится инструктаж анкетеров, интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей – всех тех, кто в полевых условиях будет проводить исследование. Обычно помимо устного инструктирования существуют и письменные инструкции. Особенно подробно они разрабатываются для интервьюеров. Объясняется, каким образом себя вести, как вызвать желание отвечать на интервью, как интерпретировать те или другие вопросы, как следовать по структуре интервью. Часто интервью предполагает переход от одного вопроса к другому в зависимости от компетентности опрашиваемого в предыдущем вопросе. Например, если опрашиваемый не читает какое-то издание, о котором подробно говорится в интервью, интервьюер пропускает ряд вопросов, относящихся к этому изданию, и т. д. Иногда в процессе интервью показывают карточки, из которых респондент должен выбрать определенные ответы, или его просят ранжировать в карточках какой-то список (предположим, задачи СМИ) по важности. Короче говоря, все эти тонкости проведения опроса должны быть тем или иным путем доведены до сведения интервьюера. И, конечно, в научном репрезентативном опросе нужно провести обучение интервьюеров. Полевое исследованиеПосле этого участники исследования разъезжаются (расходятся) для проведения исследования, то есть идут к своим респондентам или принимаются за кодировку газет, или идут на пункт наблюдения и т. п. Здесь существует ряд сложностей, которые могут подстерегать анкетера-интервьюера. Иногда приходится на месте осуществлять довыборку: выбирать отделение связи, доставочный участок, адреса респондентов и т. п. Обычно этим занимается прораб или руководитель группы в конкретном регионе, на конкретном объекте, но иногда это делает и интервьюер. Когда есть реальные адреса, интервьюеры отправляются к своим респондентам. Сейчас, когда люди с большим недоверием относятся к любым посетителям, нелегко убедить их открыть дверь и поговорить с интервьюером. Тут есть разные варианты – предварительный звонок о возможности встречи, ее времени и месте. Возможно, это будет не квартира, а скамейка в парке. Можно договориться о посещении квартиры совместно с человеком, которого респондент знает и которому доверяет,– представителем ЖЭКа, например. Но, конечно, требуется убедительность самого интервьюера, аргументированность его посылок, чтобы вызвать доверие у человека и убедить его в важности и полезности исследования. Будьте готовы к тому, что вам переназначат час встречи, если вы оставляете анкеты для самостоятельного заполнения. Знайте, что, возможно, придется еще не один раз прийти в дом, потому что к назначенному сроку анкета не будет готова. Кстати, оставлять ее больше, чем на неделю, нецелесообразно. Но в каждом конкретном случае нужно договариваться о повторном визите отдельно. Желательно перед этим еще раз перезвонить и убедиться, что анкета готова. Главное условие опроса – анонимность – должна быть респонденту гарантирована. Хотя обычно его фамилия и адрес известны исследователям, нужно убедить опрашиваемого, что информация никуда, кроме как в руки исследователям, не попадет (и, конечно, исполнить это) и будет обрабатываться в общем массиве. Очень важно проверить заполненную анкету при опрашиваемом и уточнить некоторые непонятные позиции, попросить заполнить оставшиеся без ответа вопросы, или с его слов записать ответы самим. При этом главная заповедь интервьюера в социологии: ни в коем случае не подсказывать ответ, не направлять размышления респондента в намеченное интервьюером русло. Информация должна быть объективной и отражать позицию респондента. Конечно, нужно не забыть поблагодарить за участие в исследовании. Многие фирмы имеют возможность заплатить не только интервьюеру, но и респонденту, подарить какие-то полезные вещи или сувениры. Приемка информацииОна обычно проводится уже в ходе исследования, но затем еще раз проверяется руководителями процедур. В обработку идут только те анкеты или опросные листы или кодировочные бланки, которые заполнены правильно и полностью. Остальные выбраковывают. Кодирование информации, подготовка информации к обсчету,
|
Варианты |
Абсолютное число |
% к общему числу |
% к числу |
||
% |
% (округлены |
% |
% (округлены до целых) |
||
Один |
449 |
44,9 |
45 |
59,9 |
60 |
Два |
195 |
19,5 |
20 |
26,0 |
26 |
Три |
64 |
6,4 |
6 |
8,5 |
9 |
Четыре и более |
42 |
4,2 |
4 |
5,6 |
6 |
Нет детей |
250 |
25,0 |
25 |
|
|
Всего |
1 000 чел. |
100 % |
100 % |
100 % |
101 % |
Заметьте, что проценты в обоих случаях значительно разнятся в связи с тем, что считаются в первом случае к 1 000, а во втором к 750, хотя абсолютные цифры ответов одинаковы.
Особо следует запомнить, что если мы округляем десятые до целого числа в процентах, то 5 десятых и более округляются до единицы. Например, вы посчитали, что три ребенка – у 8,5 % ответивших на вопрос, при необходимости писать проценты без десятых вы запишете 9 %, а не 8 %. Естественно, так же вы поступите, если будет 8,6; 8,7 и 8,9. Если же получите 8,1; 8,2; 8,3; 8,4 %, то округлите до 8 %.
При этом получается, что если вы округляете проценты до целых, сумма взаимоисключающих ответов может быть больше 100 %. Например, в последней колонке приведенной таблицы сумма округленных процентов составляет 101 %. Поэтому в таких случаях иногда пишут примечание: сумма процентов больше ста, потому что данные округлены до целых.
Анализ полученных данных
Теперь, получив информацию, мы должны ее проанализировать. Сложная, глубокая работа интерпретации результатов проводится обычно автором, руководителем исследования и предполагает наличие социологического мышления, компетентность в сфере социологической аналитики. Дело в том, что вероятностные социологические результаты еще не говорят о причинах связи между ними, скорее только указывают на факт этой связи. Поэтому нужно быть очень аккуратными в их истолковании. Социологи нередко пользуются фразами типа «это можно истолковать таким образом», «гипотетически можно предположить, что…».
Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. ч. в прессе
В результате анализа обычно подготавливается строгий по форме научный отчет, в котором описывается программа, выборка, массив опрошенных по разным социально-демографическим характеристикам. Анализ обычно ведется по разделам программы и сопровождается таблицами (либо они даются в приложении). Делаются выводы и даются практические рекомендации, особенно если это заказное исследование.
О требованиях к социологической публикации в прессе мы уже говорили. Здесь же еще раз следует упомянуть о том, что она должна быть доступной по восприятию, сопровождаться наглядными графиками и диаграммами и содержать необходимую информацию о том, кто проводил исследование, где, когда, по какой выборке и каким методом.
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!