Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 4985 Методологические посылки и определение понятий, Социологическое исследование, Социология

Методологические посылки и определение понятий, Социологическое исследование, Социология

« Назад

Методологические посылки и определение понятий

Часть программы, связанная с методологическими посылками, основами исследования бывает или развернутой, как в широких фундаментальных исследованиях, или краткой, как в прикладных – эмпирических – исследованиях. Однако, если не на уровне подробно прописанной, то хотя бы на уровне понимания и осознания методологического, социального и научного контекста, в котором предпринимается исследование, это важно не только для социолога, но и для журналиста, который берется за освещение какой-то серьезной социальной проблемы.

Когда мы приступали к исследованию аудитории «ЛГ», мы основывались на том, что это газета особого типа и ее место в системе советской прессы определяется следующими ее характеристиками.

Человековедческий подход ко всем явлениям и процессам действительности, рассмотрение любой проблемы в социально-личностном плане.

Комплексное рассмотрение проблемы во всесторонней связи одних явлений с другими.

Интерес к рассмотрению явлений и процессов в социально-историческом и прогностическом аспектах.

Обращение к проблемам, которые еще слабо отражены в сознании общественности, хотя необходимость осознания и решения их уже возникла.

Длительное и всесторонне дискуссионное рассмотрение проблем, причин, их обусловливающих.

Обсуждение проблем на достаточно высоком для неспециалиста уровне.

Поворот проблемы в сферу общественного сознания, дискуссионность, научная система аргументации.

Преемственность рассмотрения проблем, неоднократное возвращение к ним, раскрытие новых аспектов обсуждения.

Привлечение в качестве авторов крупных специалистов, признанных авторитетов в различных сферах и известных публицистов. Расчет на соответствующий заданному высокому уровню обсуждения уровень подготовки читателя, зачастую требующий специальных знаний.

По характеру преследуемых целей газета в основном стремится активизировать и формировать общественное мнение (как приоритет по отношению к принятию практических мер), ориентирует прежде всего на поиски перспективных позитивных социальных решений, а затем – на принятие отдельных административных мер, то есть газета внедряет в общественное мнение еще не осознанные аудиторией проблемы.

Определение понятий исследования – важная процедура и предполагает, что они определяются на операциональном уровне, то есть исследователи в программе должны точно представлять, что понимают под тем или иным термином и каковы так называемые эмпирические референты понятий.

Поиск эмпирических значений понятий называют эмпирической интерпретацией, а определение этих понятий через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Например, кто такой «беспризорный ребенок»? Тот, у кого нет родителей, но есть крыша над головой? У кого нет жилья, хотя и есть родители (он сбежал от них, или они его выгнали, или он сам не может с ними жить, потому что они алкоголики)? У кого нет ни родителей, ни жилья? И так далее. От того, как вы определите это понятие, будет зависеть объект, предмет исследования, в особенности же выборка, то есть кого конкретно вы будете опрашивать, детей с какими характеристиками.

То же самое относительно определения понятия «аудитория». Что значит «аудитория конкретного издания», например, «ЛГ»? Те, кто выписывает газету? Но те, кто выписывает, могут ее и не читать, а выписывать для других членов семьи. Тот, кто ее читает? Но с какой степенью периодичности? Если читает раз в три месяца – будете ли вы считать такого человека читателем? Или вы остановитесь на какой-то более или менее регулярной степени контакта с газетой, например, для еженедельной «ЛГ» – не менее раза месяц? Тогда вы будете при опросе выбирать только таких людей, а с остальными интервью не проводить. 

Гипотезы

Следующий этап составления программы – это формулирование гипотез исследования, то есть обоснованных предположений о структуре и характере связей между социальными явлениями, возможных путях решения проблем, результатах исследования, которые предстоит проверить. Это основной методологический инструмент, который организует весь процесс исследования. Формулирование гипотезы важно не только для социолога или сотрудника редакции, принимающего участие в социологическом исследовании, но и для журналиста, потому что всегда целесообразно перед тем как приняться за изучение какой-то важной социальной проблемы, перед выходом на место сбора информации выдвинуть несколько гипотез, иногда взаимоисключающих, чтобы проверить их. Тогда процесс изучения объекта будет целенаправленным. Хотя, естественно, ни в коем случае нельзя (как в социологическом исследовании, так и в журналистском) притягивать искусственно факты к сформулированной заранее гипотезе. Здесь мы говорим о гипотезе как рабочем инструменте, помогающем структурировать процесс исследования.

Гипотезы бывают описательные, описывающие события и процессы, и объяснительные, предполагающие выявление причин событий и ситуаций.

Гипотезой исследования о беспризорничестве может быть предположение, что основная причина этого явления – неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания др. социальные проблемы и болезни).

Гипотез может быть и бывает обычно несколько. Например, при изучении аудитории «ЛГ» было выдвинуто 13 гипотез. Среди них такие.

1. В составе аудитории «ЛГ» продолжают преобладать группы с высоким уровнем культуры из слоев технической и гуманитарной интеллигенции, хотя удельный вес групп с более низким уровнем образования несколько увеличился.

2. «ЛГ» является источником специальной информации по вопросам литературы и литературоведения для читателей, связанных с этой сферой деятельности.

3. Для массовой аудитории «ЛГ» играет роль источника дополнительной (в широком смысле слова), углубляющей информации по проблемам внутренней и международной жизни, зарубежной литературы, являясь единственным источником для нее.

4. Большинство читателей рассматривает «ЛГ» как газету, помогающую повысить компетентность по актуальным социальным проблемам, чем объясняется большая популярность материалов по проблемам внутренней жизни.

5. Характер ведения дискуссий может вызвать ряд отрицательных моментов отношения аудитории к газете:

а) читатель с высоким образовательным уровнем усматривает в ведении некоторых дискуссий нарочитое противопоставление точек зрения, которые по существу не противоположны, в просто рассматривают явления с разных сторон;

б) читатель с низким культурным уровнем не доволен чрезмерной специализированностью в рассмотрении некоторых аспектов проблем (без «выхода» на их связи с общесоциальными проблемами), сложностью языка материалов;

в) некоторые читатели как с высоким, так и с низким статусом не удовлетворены отсутствием во многих дискуссиях развернутого подытоживающего решения или сформулированного вывода, отражающего отношение редакции к проблеме.

6. Часть читателей считает недостаточной действенность критических выступлений газеты, причем с повышением стажа чтения газеты доля таких читателей увеличивается.

Здесь в основном названы описательные гипотезы, хотя пятая гипотеза может быть названа отчасти объяснительной.

На этом кончается методологическая часть программы и начинается процедурная.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!