Объект и предмет исследования, Социологическое исследование, Социология
« НазадОбъект и предмет исследованияОбъектом исследования считается то, что содержит реальное жизненное противоречие, является основой проблемной ситуации. Обычно это реальные социальные группы, поскольку именно они, как правило, и есть носители и выразители реальных проблем. Предметом исследования являются те характеристики, свойства объекта, которые будут изучаться в конкретном исследовании. Например, если вы изучаете проблемы беспризорности и проводите для вашего журналистского материала опрос, то объектом исследования могут быть беспризорные дети, а предметом исследования – их состав и характеристики, в том числе их отношение к своему состоянию и причины, по которым они оказались на улице. При изучении аудитории «ЛГ» объектом исследования была всесоюзная городская аудитория газеты, а предметом исследования – социально демографической состав аудитории, ее читательские интересы и отношение к газете. Цели и задачи исследованияЦелью исследования является получение конкретного результата, то есть планируемого итога исследования. Цель реализуется в конкретных задачах исследования. Продолжим наш пример с беспризорниками. Целью исследования может быть изучение состава и основных характеристик беспризорников, причин, приведших детей на улицу. Конкретные задачи можно сформулировать таким образом: 1. Выяснить социально-демографические характеристики беспризорников: пол, возраст, уровень образования, место жительства, наличие жилья и пр. 2. Определить семейное положение (наличие родителей, других членов семейства), состояние здоровья родственников. 3. Исследовать основные причины беспризорничества. 4. Выяснить основные жизненные ориентации и представления о возможных путях решения проблем, в которые попали беспризорные дети. В другом примере, приводимом ниже, основная цель – изучение аудитории «Литературной газеты» – была конкретизирована в ряде задач: 1. Определить социально-демографический состав всесоюзной городской аудитории «ЛГ», прежде всего по уровню образования. 2. Выяснить ожидания аудитории, удовлетворяемые газетой. 3. Выявить ожидания аудитории, не удовлетворяемые газетой. 4. Определить место «ЛГ» среди источников информации, которыми пользуется ее аудитория, в том числе по темам и проблемам, соответствующим разделам «ЛГ» (литература и литературоведение; литературные публикации; искусство; международная жизнь; внутренняя жизнь; зарубежная культура; юмор, сатира). 5. Выяснить отношение аудитории к следующим аспектам деятельности газеты и ее содержания: подбору авторов; характеру использования источников информации; способам подачи материалов (доступности, типам аргументов); целям и результатам выступлений. 6. Наметить пути более полного удовлетворения социально важных интересов и запросов аудитории и тем самым стабилизации ее, выявить резервы совершенствования деятельности газеты. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!
|