Структура социологического исследования, Социологическое исследование, Социология
« НазадСтруктура социологического исследованияВажно помнить, что социология – это и методы, и методология исследования социальных процессов, объектов, проблем. Здесь любому журналисту, даже если он сам никогда не будет проводить социологические исследования, полезно знать особенности программирования исследования, быть знакомым с процедурами исследования. Это важно еще и потому, что процесс познания социальных явлений, процессов, которыми постоянно занят журналист, будет более глубоким, основательным и объективным, если вести его не только чисто журналистскими способами, но и применить научный подход, который существует в социологии. Особенно в этой связи полезно быть знакомым с построением программы социологического исследования. Но, безусловно, знание структуры социологического исследования необходимо и в том случае, когда редакция заказывает социологической фирме исследование, или сама планирует изучить свою аудиторию, или журналист проводит опрос по проблеме, о которой пишет или снимает передачу. Этапы социологического исследования включают: 1) предварительное изучение проблемы, 2) программирование, 3) составление выборки, 4) разработку инструментария исследования, 5) инструктаж участников исследования, 6) пилотирование полевых документов – пробное исследование, 7) полевое исследование, 8) кодирование информации, 9) подготовку информации к обсчету, 10) обработку информации, 11) анализ полученных данных, 12) подготовку отчета, других публикаций по исследованию, в т. ч. в прессе. Литературы об этапах социологического исследования более чем достаточно. Об этом можно прочитать в любом учебнике по социологии. Советуем воспользоваться, прежде всего, книгой В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования». Но здесь мы разберем подробно каждый из этих этапов применительно к социологии журналистики. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!
|