« Назад
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ
ДАЦЕНКО Т. А.
Учебное пособие для студентов, Рабочая тетрадь, Основы философии
средних специальных учебных заведений
2014
Протокол № от __ __ 2014
Председатель ц/к
______ А.А. Зданевич
Рецензент:
преподаватель социально-экономических дисциплин
_______________ Щемелинина Е. А.
СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к студенту
Введение
Схемоконспект 1.1 Мировоззрение: сущность, структура и три основных уровня.
Схемоконспект 1.2 Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, диалектика и метафизика.
Схемоконспект 2.1 Истоки философии, мифология и религия. Возникновение философии и ее первый исторический тип - философия античности.
Схемоконспект 2.2 Основные черты средневековой философии, схоластика. Философия и культура Возрождения. Немецкая классическая философия.
Схемоконспект 2.3 Русская философская мысль 19 века; «Философия тотальности» и «философия индивидуальности». Славянофильство и западничество. Философия революционных демократов; анархизм.
Схемоконспект 2.4 Основные идеи немарксистской философии 20-го века: экзистенциальная философия, прагматизм, сциентизм и антисциентизм.
Вопросы на рассуждение
Блок «Мир»
Схемоконспект 3.1 Сущность и основные формы бытия. Бытие природы и его особенности. Природно-биологическое, духовное и социальное бытие человека.
Схемоконспект 3.2 Материя: сущность, свойства и основные виды. Основные сферы и типы материальных систем. Материальное единство мира.
Схемоконспект 3.3 Материя: основы, формы и типы движения материи; развитие, прогресс и регресс. Пространство и время, их общие свойства и размерность.
Схемоконспект 3.4 Диалектика – развитие. Сущность диалектики, объективная и субъективная диалектика мира и категория диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.
Схемоконспект 3.5 Диалектика – развитие. Качество и количество: закон перехода количесвтенных изменений в качественные. Единичное и общее, их диалектика и практическое значение.
Схемоконспект 3.6 Диалектика – развитие. Метафизический и диалектический типы отрицания и закон отрицания – отрицания.
Схемоконспект 3.7 – 3.8 Диалектика – связь.
Вопросы на рассуждение
Блок «Человек»
Схемоконспект 4 Человек и его культура; единство биологического и социального в человеке. Человечество как мировое сообщество, общечеловеческие ценности и глобальные проблемы современности.
Вопросы на рассуждение
Блок «Познание»
Схемоконспект 5 Отражение и его простейшая информационная формы. Сознание и самосознание, отношение сознания к бытию. Общество и сознание.
Вопросы на рассуждение
Заключение
Словарь категорий и понятий
Список дополнительной литературы
Схемоконспект №1-1 Мировоззрение: сущность, структура и три основных уровня
интеллектуальная
составляющая
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
МВз
|
эмоциональная
составляющая
|
более или менее целостная система оценок и взглядов людей
|
|
окружающий мир и своё место в нем
|
|
цель и смысл жизни
|
средства достижений жизненных целей
|
|
суть человеческих отношений
|
|
миропонимание
|
|
мироощущение
|
|
|
познавательно-интеллектуальные компоненты
|
эмоционально-психологические компоненты
|
|
МВз
|
представления, взгляды, оценки, мысли,
рассуждения, знания, убеждения и т. д.
|
МВз
|
чувства, переживания, эмоциональный настрой, психического состояния и т. д.
|
|
|
вывод
|
|
|
|
|
|
это сложное,
противоречивое,
исторически
переменчивое
единство
|
+ миропонимания и мироощущения, интеллекта и эмоции
+ знаний и ценностей, убеждений и сомнений
+ разумного обоснования и необдуманной, слепой веры
+ общественно значимых ориентиров и личных интересов, устремлений
+ мышления привычного, традиционного и нового мышления
|
|
традиционное мышление
|
|
|
новое мышление
|
|
|
|
|
ограниченное, узкогрупповое, несамостоятельное, упрощенное, стереотипное догматическое
|
непредвзятое, основанное на фантах аргументированное,
смелое, конструктивно-критическое. творческое, гибкое и взвешенное, отличающееся широким кругозором, готовностью и умением слушать и понимать других людей
|
|
По степени интеллектуально-познавательной глубины и научности
|
|
можно выделить
|
|
три основных уровня мировоззрения
|
|
|
|
|
|
1-ый уровень
|
|
ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
|
|
|
|
|
широкий диапазон охвата
|
самых примитивных, отсталых, обывательских, форм сознания
|
просвещенного здравого смысла и трезвой, разумной, жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и т. д.
|
характерные черты
|
- основа; жизненно-практические знания, повседневный житейский опыт людей
- стихийно сложившиеся, разрозненные недостаточно продуманные взгляды и оценки
- неустойчивость, переменчивость взглядов, слабая их защищенность от ошибок
- обыденное мышление, которое часто отличают бессистемность и поверхностность,
- недостаточные обоснованность, последовательность и логичность
- слабая самостоятельность мышления, нападающего подчас в плен расхожих мнений, выдумок, слухов, стереотипов, нездоровых и узкоэгоистических умонастроений
- дефицит рассудительности, эмоции преобладают над разумом
|
|
2-ой уровень
|
|
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
|
|
|
|
|
охватывает гораздо менее широкий круг взглядов, отличает многообразие филос. учения
|
- основа: философские знания, тот или иной творческий, последовательный и практический опыт
- на фоне стихийного низменно-практического МВз предстает как специально разрабатываемое учение о мудрости, т.е. теоретически сформулированное МВз
- имеет более зрелую интеллектуальную форму, более систематизировано и цельно
- разумное мышление, преобладающее над эмоциями
|
|
3-ий уровень
|
|
НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
|
|
|
|
|
это научно обоснованное философское МВз, которое охватывает лишь часть философских учений: как
убеждает история познания, данному понятию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма (основные характерные черты этого МВз см. в следующем СК)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №1-2 Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, диалектика и метафизика
В удивительном многообразии окружающей действительности можно выделить ДВЕ СФЕРЫ
|
Сфера материального
|
|
|
Сфера идеального, духовного
|
|
|
|
|
|
объективная реальность т.е. предметы и явления, существующие в действительности, ввне сознания человека не зависимо от него
|
субъективная реальность, которая является отражением объективной реальности в сознании человека (мысли, суждения, чувства, переживания и т. д.)
|
|
материя
|
|
|
мышление, сознание
|
|
|
|
|
|
Издавна сложились два противоположных направления - материализм и идеализм
МАТЕРИАЛИЗМ
|
|
ИДЕАЛИЗМ
|
субъективный
|
|
объективный
|
первичным и определяющим является материя вторичным и определяемым
- сознание
|
|
|
мир "создается" субъектом. Сознанием каждого отдельного человека (мир - лишь комплекс человеческих ощущений)
|
мир "творит" некое объективное сознание некий извечный "мировой дух", "абсолютная идея"
|
последовательный суб. Идеализм неизбежно ведет к своему крайнему проявлению - солипсизму
|
|
солипсизм
|
|
|
|
отрицание объектив, существования не только окруж. неодушевленных предметов, но и др. людей кроме самого себя самого себя
|
По ответам на 2-ю часть ОВФ можно выделить следующие главные философские направления:
Направления познавательного оптимизма
|
направления познават. пессимизма
|
материализм
|
идеализм (часть его представителей)
|
объективный мир познаваем
|
мир познаваем, но человек познает
не объективную действительность, а:
|
|
агностицизм
|
|
|
|
мир полностью или частично непознаваем
|
собств. мысли и переживания
|
«абсолютную идею» «мировой дух»
|
|
скептицизм
|
|
|
|
возм-сть познания объект. действ-ти сомнительно
|
|
|
|
|
|
|
|
Материализм и идеализм – Монистические направления в философии
|
монизм
|
|
противоположность
|
|
дуализм
|
|
|
эклектизм
|
|
|
|
|
|
|
|
философские учения, которые за основу мира принимают ОДНО НАЧАЛО:
-либо материальное (материализм)
-либо духовное (дуализм)
|
промежуточная, компромиссная фил. позиция, исходящая из ДВУХ неза-висимых, параллельных, равноценных НАЧАЛ: материального и духовного
|
философская позиция, соединяющая, смешивающая те или иные положения материализма и идеализма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира и соответственно два способа мышления
МЕТАФИЗИКА
предметы и явления рассматриваются
вне их взаимосвязей и развития:
либо вообще игнорируется
либо воспринимается односторонне, поверхностно, неглубоко
либо вообще не учитываются
либо понимаются упрощенно:
- как в простое повторение прежнего
- как чисто количествен изменения
- без качественных преобразований
- как результат воздействия каких-то сил
|
ДИАЛЕКТИКА
рассматривает предметы и явления во взаимодействии и развитии:
Ì все вещи и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии
Ì все они существуют:
- в постоянном движении и развитии
- с количеств. и качеств. изменениями
- с отмир. старого и появл. нового
- при сохранении всего ценного и жизнеспособного
Ì источником и движ. силой развития являются внутр. противоречия, присущие всем явлениям и процессам.
|
Схемоконспект №2-1 Истоки философии, мифология и религия. Возникновение философии и ее первый исторический тип - философия античности
До возникновения философии в течении многих тысячелетий в челов. общ-вах господствовали мифологические и религиозные формы МВЗ, наиболее ранней из них была мифология
|
МИФОЛОГИЯ
|
|
|
мифы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
это фантаст представления о мире, переживающиеся первобытными людьми из поколения в поколение
в виде мифов
|
это древние народные сказания
|
- происхождении человека, тайне жизни и смерти.
- начале и устройстве мира и явлениях природы.
- богах и духах, которые «управляют» миром. – борьбе этих богов и героев с силами зла.
- культ достижения людей, их обычаях и обрядах
|
|
это мифологическое мировоззрение
|
|
соответствовало первобытным человеческим отношениям. Но мифологические образы навсегда вошли в культуру и религию народов
|
|
целостная и образная картина мира, в которой слились воедино
|
+реальность и фантазия, +естественное и сверхъестественное,
+знание и вера,
+мысли и эмоции
|
|
|
РЕЛИГИЯ
|
|
возникла 40-50 тыс. лет назад
|
|
|
|
|
|
|
|
|
это МВЗ которое основано
|
1)вере человека в два мира
|
– мир реальный земной, естественный «этот свет»
- мир потусторонний, «небесный», сверхъест. («тот свет»)
|
|
2)вере и поклонении сверхъест. «высшим силам», господствующим над людьми
|
|
Религия - это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил (природных и общественных), которые господствуют над ними в их повседневной жизни.
|
см: Ф. Энгельс
т. 20, с. 328.
|
|
|
роль религии
|
|
многопланова и противоречива
|
|
|
|
|
|
|
"лекарство" от страха первобыт. людей, бессильных перед "таинственными" силами природы
- ср-во сознательн обмана масс в защите власти и привилегий правящих групп
- проводник антигуманных идей и настроений фанатизма и вражды к иноверцам
|
|
- мощный положительный регулятор общественного поведения людей
- верный хранитель нравственных идеалов, обычаев и традиций народа
- неутомимый проповедник чел. рода, высоких общечел. ценностей, миролюбия
- добрый сеятель любви, милосердия, терпимости, совести, долга, духовности человека
- успокаивающий, фантастический мир, в который подчас
погружается человек в тяжкую пору несчастий, печали, старости
|
|
религия- одна из важнейших, существующих и поныне, форм МВЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другой такой формой является философия.
В отличие от догматичной религиозн. веры
|
Философия предполагает
|
свободомыслие и творчество
интеллектуальный поиск мудрости миропонимание с позиций знаний и разума
|
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
первым историческим типом
философии явилась
|
в середине
предпосылки возникновения
|
|
1 тыс. до н.э.
в трех очагах
древней цивилизации;
в Китае, Индии и Греции
|
|
- эк. прогресс (развитие ПС)
- ломка родоплеменных отношений
- образование первых государств
- расширение связей с другими народами
- рост научных знаний
- кризис религиозно-мифологического сознания
|
нарастали критические и оппозиционные течения против традиционной религии, нравственных и мировоззренческих догм и нормативов
появилась потребность человека в новом типе самоопределения: не через привычку и ритуальные традиции, а через собственный разум
возникла потребность в рациональном, доказательном объяснении мира
|
овладение процессом мышления, логической обработкой знаний
и выработкой определенных понятий о предметах и явлениях
|
ритуального знания (заучивание формул, припоминание тех или иных образов в сопровождении различных ритуальных действий)
|
Постепенное проявление в философских учениях таких основных направлений, как:
- материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»)
-диалектика и метафизика
|
Схемоконспект №2-2 Основные черты средневековой философии, схоластика. Философия и культура Возрождения. Немецкая классическая философия.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
Схоластика
|
|
|
|
Философия эпохи феодализма V – XV,
господство в обществе религии и церкви,
(«духовная диктатура церкви» - Энгельс)
отсюда основе всего мышления - идея бога
для обоснования догматов религии использовалась антич. философия в новом истолковании
философия средневековья вошла в историю названием «схоластика»
|
религиозно идеологическая (т. наз. «школьная») философия, оторванная от жизни, усложненная и запутанная и погруженная в бесплодное умствование. Сознательно рассматривала себя как «служанку теологии» (богословия)
позднее «схоластика»
стали называть всякую,
пустую словесную игру.
|
несмотря на общий идеалистический характер философии, противоборство линий Платона и Демокрита продолжалось, сохранилась материалистическая традиция
развивались логика и техника рассуждений, "оттачивались" логические термины и понятия, широко применялось цитирование
|
|
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
|
|
(XIV-XVI)
|
|
|
|
|
Возрождение (Ренессанс) – это эпох эпоха крупных изменений в социально-экономич. и культ. жизни Западн. и Централ. Европы в период разложения феодализма и становл. раннего буржуазного общ-ва
Суть Возрождения в утверждении гуманизма: в центр жизни общ-ва становится человеч. личность
|
основные предпосылки возрождения
|
Значительные достижения в естествознании (астрономии, физике, химии и механике)
Кризис и постепенное крушение схоластики
Назрела потребность в новом (реалистическом) видении мира
|
постепенная секуляризация, т е освобождение общественной жизни от религиозного
церковного влияния (Энгельс "Духовная диктатура церкви была сломлена")
возрождение подлинной античной культуры, расцвет искусства
развитии философии (в том числе и материализма)
утверждение нового самосознания человека и его новой общественной позиции
|
Идеал – самостоятельная, сильная, гордая, разносторонне развитая, творческая и энергичная личность
|
Интересам нарождающейся буржуазии отвечал образ активного индивидуалиста – предпринимателя, целеустремленно преодолевающего все преграды
|
|
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
этим понятием обозначаются философские учения феодальной Германии XVIII - XIX
в период идейной подготовки там буржуазной революции;
представлена учениями Канта, Гегеля, Фейербаха и др. выдающихся немецких философов
является крупным шагом в развитии материализма и диалектики, в создании научного МВЗ
|
|
Гегель
|
|
в частности
|
|
|
|
|
впервые создал в систематизированном виде теорию диалектики и разработал диалектический метод познания
|
вместе с тем его отличали противоречивость, непоследовательность:
|
|
его диалектика идеалистична
|
выходило, что диалектичность присуща не самому материалистичному миру, а лишь отражающему ему мышлению
|
|
диалектика предполагает беспредельность развития;
у Гегеля же оно обрывалось
на современном ему периоде
|
получилось, что в своей философии он достиг абсолютной, истины, а конституционно–монархическая буржуазная Германия - венец исторического. развития
|
|
Фейербах
|
|
|
|
- подверг критике гегелевский идеализм
- вскрыл его тесную связь с религией
- непримиримо боролся против религии
|
отрицая идеализм и религию, Фейербах недооценил диалектику Гегеля
|
- возродил и развил материализм
отстаивал материалистическое понимание природы
- в центре философии – человек
|
его материализм оставался метафизическим и не распространялся на сферу общественном жизни
человек же рассматривался только как продукт природы (и его социальная сущность упускалась)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №2-3 Русская философская мысль 19 века; «Философия тотальности» и «философия индивидуальности». Славянофильство и западничество. Философия революционных демократов; анархизм.
Русская общественная и философская мысль 19 века
|
отражала противоречия действительности того времени, разложение феодально-крепостнического строя и развитие капиталистических отношений в России
весьма многообразна, но выделялись два полюса «философского тяготения»
|
|
|
«философия тотальности»
|
|
|
«философия индивидуальности»
|
|
|
|
|
|
|
|
в которой преобладали идеи коллективности, единодушия, преданности народа сплоченного сильной централизованной государственной властью, общиной, религией, церковью и т п.
|
подчеркивала самоценность человеческой личности самобытность и свободу отдельного человека, его способность выходить на нравственные идеалы не через религию и веру, а через собственный разум
|
|
|
яркий пример «тотальности»
|
|
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
|
|
по имени славянофилов (славянолюбов) 40-50 гг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
западная цивилизация разрушает человека, "обманула надежды" и идет к упадку
у России свой особый самобытный путь исторического развития
|
|
обычный принцип
жизни народа:
|
русская крестьянская община – идеальная форма человеческого образа построенного на:
|
основах любви и братства
началах свободной общности
гармоничного сочетания личностного и, коллективного
|
|
православие
|
которое является единственно истинным христианством (в отлитие от католицизма и протестантизма) и хранителем которого является русский народ
|
|
традиционная тяга русского народа к соц. миру
|
неприятие классовой борьбы, его «смирение» и религиозность, упорядоченность народного быта
|
|
славянофилы критиковали современную им действительность, считая
|
с Петра I органичное развитие доброй старой допетровской Руси
- государство, "власть" (бюрократия) встали над всем обществом
- европеизированное дворянство оторвалось от народной жизни
- крепостничество, с позиций Христианства, недопустимо (человек не может быть рабом человека)
|
|
|
они опасались, что раскрепощение крестьян может разрушить общину
выступали против конституции и революции, насилия, за неограниченную монархию
|
|
в полемике со славянофилами складывалась "философия индивидуальности"
|
|
ЗАПАДНИЧЕСТВО
|
|
|
|
|
|
|
наиболее радикальные западники (Белинский, Герцен, Огарев и др.)
|
осуждали самодержавие хххххххххххх в России
выступали за внедрение в стране достижений западной цивилизаций
критиковали православие, придерживались материализма и атеизма
|
|
|
они же, а так же Чернышевский, Добролюбов и др. русск. просветители вошли в историю
|
|
как
|
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ
|
|
|
- творчески восприняли диалектику Гегеля как априори революции (Герцен)
- и пошли "дальше Гегеля, к мат-зму, вслед за Фейербахом"
|
но без органичного соединения мат-ма и диал-ки
|
|
- развивая Гегеля, обосновали принцип постепенной эволюции обществ. истории на идеалистической основе
- исходили из познаваемости мира и в позиции опирались на достижения наук
- выступали с идеями гуманизма, свободы чел. личности, за революционное преобразование общества
|
|
|
еще один яркий пример "философии индивидуальности"
|
|
АНАРХИЗМ
|
|
от греч : безвластие, безначалие
|
|
|
|
|
|
|
|
сложился в 40-70 гг. в Зап. Европе, главные русск. Представители – Бакунин, Кропоткин в советском обществознании долгое время искажался, упрощался, рисовался как символ разрушения и ниспровержения всех основ общества, служил своеобразным «пугалом» для народа
|
|
однако подлинный, классический анархизм содержал такие позитивные идеи
|
¨ Максим. возможная свобода для каждого человека, но не за счет другого
¨ уважение человека, его достоинства, независимости и свободы
¨ освобождение общества от централизованной власти, от гос-ва
организация общества на основе самоуправления и федерализма
необходимость гармонии и единства человека и природы
|
|
Буквально пророческими для нашего общества оказались мысли Бакунина о том, что диктатура пролетариата может переродиться в диктатуру пролетарских чиновников, на этой основе возможен тоталитарный режим и появление "диктатора-императора" ОС на СП может превратится в собственность чиновников - "красной бюрократии" (общественная собственность на средства производства)
|
|
разумеется, ряд идей анархизма вызывает споры вопросы и возражения
|
например, что значит вообще отказаться от государства и как это сделать,
не преувеличиваются ли преимущества децентрализации общественной жизни,
не абсолютизируются ли самостоятельность и независимость отдельных ячеек общества, нет ли тут недооценки необходимости широкого содействия между «ассоциациями», «коммунами» и др. объединениями трудящихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №2-4 Основные идеи немарксистской философии 20-го века: экзистенциальная философия, прагматизм, сциентизм и антисциентизм.
Немарксистская философия этого периода многообразна, но наиболее актуальны в ней идеи о человеке
|
Ими, в частности, наполнены фил. и лит. течения под общим названием («экзистенциальная философия» (философия чел. существования) - Н.А.Бердяев (Россия), К.Ясперс, И.Хайдеггер (Германия), Ж.П.Сартр. А.Камю (Франция) и др.
|
|
|
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
ЭФ
|
|
выросла на тревожной исторической почве 20 – 40 гг. что отразилось на содержании ее основных проблем:
|
|
|
|
|
|
|
проблема отчуждения человека от общества
|
ЭФ делит мир на противостоящие др. др. мир <Я> (мир отдельно от человека) и мир «не Я» (мир вне его), Камю сравнивает «не Я» с глухой стеной, равнодушной и высокой для одинокого и живущего в страхе человека
|
|
Что делать человеку в столь мрачном мире?
|
он обязан жить, «бунтовать» и творить самого себя
должен искать свою инд. сущность (свою «экзистенцию»), смысл жизни
нужно понять, что индивид с а м делает себя наст. человеком, личностью
нельзя рассчитывать на некий заранее гарантированный общий прогресс, который
якобы осуществится сам собой, помимо усилий отдельных людей
и если человек не состоялся, виноват и несет инд. ответственность ОН САМ
|
|
Проблема уникальности человека
|
Она возникает во всяком об-ве с его опасной тенденцией к определенному усреднению, обезличиванию люде к стандартизации жизни. Нужно противостоять власти шаблона, не быть «как все», а создавать свою неповторимую индивидуальность
|
|
Проблема смерти
|
в связи с кот. ЭФ определяет жизнь не иначе как «бытие к смерти». Логика здесь видимо, такова, что, едва родившись, человек «устремляется» к смерти и может уйти из жизни в любой момент (особ., в условиях глобальной угрозы ядерной войны)
|
|
|
С одной стороны:
|
|
РЕЗЮМЭ
|
|
С другой стороны
|
|
|
|
|
|
-ЭФ дает во многом объективную картину основных проблем человечества
-Видит она и многие основные причины
-Именно поэтому ЭФ:
-Резко критикует общество отчуждения, реакционные и антидемократ. режимы
-Предупреждает об опасности гонки вооружений, людской вражды, бездумной эксплуатации природы, др. проявлений «забвения бытия»
|
В ЭФ заметны и опред. признаки субъектизма:
например, исследуя мироощущение человека, находящегося в кризис. ситуации, она затем переносит это обостренное восприятие мира на всех людей. Правомерно ли такое обобщение?
далее, не преувеличена ли враждебность между людьми, знающими и радость взаимн. общения?
наконец, подход ЭФ к проблеме смерти: не слишком ли он односторонен и пессимистичен?
Т.о. субъективное представления о реальности ЭФ часто отожествляет с самим объективным миром
|
|
Гораздо более «приземлено» и «практично» подходит к человеку другое субъективно-идеалистическое философское направление
|
|
ПРАГМАТИЗМ
|
|
от греч. - дело.
= действие = гл. обр. – в США
|
|
|
|
|
|
|
исходил из того, что
|
вся прежняя философия оторвалась от жизни, слишком абстрактна, созерцательна, нужно связать философию с жизнью, направив ее на решение человеческих проблем
|
|
задача человека - наилучшим образом устроиться в быстро меняющемся мире
а задача философии - эффективно помочь ему в этом и в преобразовании мира
при этом истинно не то, что соответствует объективной реальности, а то, что практически полезно человеку, «что лучше работает на нас»
|
основные идеи
|
|
вывод
|
проповедует индивидуализм, узкий практицизм, подменяя истину выгодой, успехом;
пренебрегает научным познанием: каждый волен выбирать свою, полезную ему истину
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20-й век - век НТР. Это породило у некоторых мыслителей особые надежды на то, что взлет науки и техники поможет разрешить противоречия человеческой жизни. В результате возникли две противоположные мировоззренческие позиции:
|
от лат. - знание, наука
|
|
СЦИЕНТИЗМ
|
|
АНТИСЦИЕНТИЗМ
|
|
|
|
|
|
|
провозглашает культ соврем, научно-тех. знания, видя в нем чудодейств. силу общественного прогресса,
а идеалом власти в об-ве считает технократию, т.е. власть интеллектуальной научно-тех. элиты, компетентно управ-ляющей об-вом в интересах всех
|
Подчеркивает ограниченные возможности науки, ее негативную роль в социально – экономических кризисах.
Показывает иллюзорность надежды на «всеобщее благоденствие» в «машинизированном» тоталитарном и антигуманном обществе
|
|
|
ВЫВОД
|
|
|
|
обе позиции- крайности, преувеличивающие самостоятельную социальн. роль науки: видимо, правильнее оценить науку более взвешенно: как ОДИН из глав. факторов историч. прогресса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №3-1 Сущность и основные формы бытия. Бытие природы и его особенности. Природно-биологическое, духовное и социальное бытие человека.
|
БЫТИЕ
|
|
|
Все существующее в мире (вещи, люди, состояние, идеи и т.д., как и мир в целом) явл. реальностью, или действительностью
|
Человек в своей жизни сталкивается с двумя реальностями:
|
|
|
|
есть единство объективн. и субъективной реальности, т.е. все то. что существует, все реально сущее
|
|
- объективная реальность
- субъективная реальность
|
это действительность, существующая ВНЕ человеческого сознания
действительность, которая существует в сознании человека
|
|
основные формы бытия
|
|
|
|
|
|
бытие природы
|
бытие человека
|
|
|
БЫТИЕ ПРИРОДЫ
|
|
|
|
|
|
в зависимости от того, подвергается ли природа воздействию людей, различают «две природы»
|
|
|
«ПЕРВАЯ ПРИРОДА»
|
|
например
|
|
|
|
|
|
|
|
это естеств. Окруж. среда, кот охватыв. вещи, процессы, состояния нетронутой прир., возникшие и сущ-щие ДО человека и Независимо от него
|
земля, полезные ископаемые, тепло и свет солнца, вода и воздух, их температура и давление, ветер, грозы, снег и т.д.
|
|
|
бытие первой природы
|
|
|
|
|
|
говоря о нем нужно различать
|
- бытие отдельных сущих природы (отд. конкретных вещей, процессов, состояний)
- бытие природы в целом (т.е. бытие природы как единого целого природн. мира)
|
|
|
бытие отдельных составляющих природы
|
|
бытие природы в целом
|
|
|
|
|
|
|
|
это проходящее, «исчезающее» (Гегель) бытие отд. элементов природы в опр. пространстве и времени: бытие, которое сменяется небытием
|
это Непроходящее бытие, ибо природа как целое бесконечна во времени и пространстве, всегда и везде была, есть и будет
|
|
|
например
|
|
|
|
|
|
отд. конкрет. вещь когда-нибудь да разрушится, живой организм погибнет, уйдя в небытие
|
они никогда не исчезнут из природы вообще, а останутся в ней в др. состоянии
|
|
|
ВЫВОД
|
|
|
|
|
|
первая природа
в целом
|
объективн. реальность, кот. «бытийствует» ДО, ВНЕ и Независимо от сознания человека
первичная реальность (без нее вообще невозможны жизнь и деят-сть людей)
бесконечный и многообразн. мир (пока слабо и неразумно осваив. человеком)
|
|
|
«ВТОРАЯ ПРИРОДА»
|
|
например
|
|
|
|
|
|
|
|
это искуств. среда обитания, охватывающая рукотворные вещи, процессы, состояния (артефакты) которые:
ранее в природе не существовали, созданы человеком
материально воплощают в себе (или, по выражению Гегеля, «опредмечивают») труд и знания самого человека
|
орудия труда, города и поселки, предметы культуры и быта, плавка и обработка металла, вычислительный процесс на ЭВМ, искусственный климат и т.д.
|
|
особенности бытия «второй природы»
|
«вторая природа» зависит от сознания людей, поскольку произведена ими
но в то же время, ока относительно самостоятельна, т.к. дается каждому отдельному человеку в поколении людей объективно и реально
это особая комплексная (природно-духовно-социальная) реальность, в которой причудливо, а то и конфликтно, сплетаются законы природы и деятельность людей
|
|
Вторая форма - БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Человек же
|
с одной стороны, - ПРОДУКТ объективной реальности
с другой, - СОЗДАТЕЛЬ субъективной реальности
|
он - своеобразн. перекресток двух реальностей и в этом смысле
человек – центр бытия
|
Можно выделить три линии человеческого бытия:
|
|
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
|
природно-биологическое бытие человека
|
прежде всего человек существует как тело среди тел, как вещь в мире вещей
но это живое тело природы и, значит, оно подвластно всем законам жизни, т.е.:
´ человек - существо преходящее (рождается, развивается, гибнет)
´ он должен обеспеч. самосохранение, продолжение жизни и выживаемость человеч-ва
наконец, человек - «вещь» совершенно особая: мыслящая и чувствующая
|
духовное бытие человека
|
Человек – это единство тела и духа (т.е. созн., мышления, псих-их способностей)
|
значит, он - носитель духовного
|
Это духовное сущ. прежде всего как индив-ное и общественное сознание людей (см. СК Хо-1 и 6-3]
|
социальное бытие человека
|
Человек живет в обществе и поэтому является социально-историческим существом: при этом различают
|
индивидуальное бытие (т.е. бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории
бытие общества (подробно см. в СК №6-3, 4)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №3-2 Материя: сущность, свойства и основные виды. Основные сферы и типы материальных систем. Материальное единство мира.
Главным вопросом для философов всегда был вопрос:
|
что явл. Первоосновой всего существующего, т. е. субстанцией мира, сущностью всех вещей и явлений.
|
для философов материалистов этой субстанцией явл. материя.
|
материалистическое понимание материи.
|
однако материю можно
понимать по разному.
|
диалектико - материалистическое понимание материи.
|
отождествляет материю с какими-либо отдельными конкретными видами (напр. атомом), рассматривая их в качестве свое -образных «первокирпичиков» мироздания. Тем самым:
- предопределяются неизменность материй и окончательность её начальн. форм и характеристик.
- заранее исключ - ся те её виды и св – ва, которые, реально существуя, людям ПОКА ненавистны
опасно для науки, ибо при открытии нов. краений оно может завести её в тупик.
так было с физикой на рубеже 19,20 в.в когда обнаружилась неправомерность сведения материи к атому, который долго считался неделимой основой мира.
|
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности
- которая дана человеку в ощущениях его,
- которая копируется, фотографируется, отображается.
- существует независимо от них».
свойства материи
|
- существование в качестве объективной реальности
- (т.е. независимо от сознания и первично по отношению к нему)
- качеств. и количеств. бесконечность (конкретн. виды и св-ва материи неисчерпаемы)
- абсолютность существования (т. к. материя не сотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве)
- существование только в движении, изменении саморазвитии и в превращении одних видов и свойств материи в другие.
- быть познаваемой (причём безгранично)
- системность (ибо любой материал, объект в принципе явл. системой со своими элементами и структурой.)
|
|
|
|
|
Сегодня известны два основных вида материи
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИИ
- Вещество. Всё то, что имеет механическую массу
- состоит из молекул, атомов, элементарных частиц и античастиц.
- возможные состояния: твёрдое, жидкое, газ, плазма и другие.
|
На основе современных научных данных о строении материи различают.
|
три основные
сферы
|
- неживаяя природа
- сфера жизни.
- челов. общество.
|
|
Поле. Такое материальное образование, которое связывает те или иные тела между собой, передаёт опр. действие от одного из них к другому .(напр. гравитационное, электрическое, магнитное и др. поля).
|
Соответственно этому можно выделить:
|
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
|
|
Неживая природа
|
Элементарн. частицы, физич. вакуум атомы, молекулы
макротела (жидкие. твёрд., газообр.)
звёзды, планетные системы
Галактики, системы галактик, метагалактика (наша Вселенная)
Внеметагалактические объекты (Большая Вселенная).
|
ЖИВАЯ МАТЕРИЯ- вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству на основе наследственности.
СОЦИАЛЬНО - ОРГАНИЗОВАННАЯ МАТЕРИЯ - высшая форма развития жизни совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и их сообществ
|
сфера жизни
|
|
Итак, материя - это бесконечное множество и многообразие всех объективно существующих в мире объектов, образований, систем.
|
Значит мир материален
|
|
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО
|
проявляется в том что его всеобщей основой является материя.
|
В мире нет ничего, что не было бы:
|
или определённым видом материи или тем или иным её состоянием или одним из её свойств или формой движения материи или продуктом исторического развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №3-3 Сущность, основы, формы и типы движения материи; развитие, прогресс и регресс.
Пространство и время, их общие свойства и размерность
Материя нах-ся в постоянном движ., которое протекает во врем. и простр.
Движение, пространство и время – осн. формы существования материи.
|
Вначале
обратим внимание
|
Любой мат.
объект (система)
существует во
взаимодействиях
|
как внутренних: между элементами самой системы (например, обмен веществ в организме)
так и внешних: между данными и др. объектами (например, обмен деят-тью между людьми в общ-ве)
|
Это
|
Приводит к изменениям свойств и состояний объектов, т.е к их движению.
|
|
|
|
|
т.о ДВИЖЕНИЕ
Это любые взаимодействия и изменения материальных систем, как в природе, так и в обществе
Движение - неотъемлемое свойство (атрибут) материи, способ её существования
ДВИЖЕНИЕ АБСОЛЮТНО, т.к. оно есть всегда и везде в мире
|
А возможен ли при этом покой?
Да, возможен , но
ПОКОЙ ОТНОСИТЕЛЕН
|
|
Он существует лишь временно
Тот ли иной объект покоится НЕ ВООБЩЕ, а лишь по отношению к другому объекту
Внутри покоящегося объекта всё равно протекают физические, химические и др.процессы.
|
Из множества форм движения можно сгруппировать пять основных
|
Основные формы движения материи
|
- Механическая (перемещение и взаимодействие тел в пространстве)
- Физическая (электрические, магнитные, тепловые и др. процессы)
- Химическая (хим/ реакции и превращения одних вещ-в в др)
- Биологическая (обмен веществ, др. процессы в живых организмах)
- Социальная (охватывает все виды общественной деятельности людей)
|
|
Между формами движения существует взаимосвязь
|
В частности высшие , более сложные из них возникают на базе низших форм
|
Напр. биодвижение влкючает в себя 3 предыдущих формы
|
но
|
Было бы неверно механически сводить более сложные формы к простой сумме низших форм (механицизм) ибо каждая форма качественно специфична.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от характера и результата изменений различают
|
Два основных типа движений
|
Движение, при котором сохраняется качественная определенность данной материальной системы
Движение с изменением некачественного состояния
|
Это движение к новому РАЗВИТИЕ
Это такие особые изменения, для которых характерны
|
¨ Необратимость, неповторимость, возникновение в пределах, процессах и явлениях коренных качественных изменений, чего-то принципиально нового
¨ Четкая направленность, поступательность изменений, благодаря чему они постепенно накапливаются и приводят объект к новому качественному состоянию
¨ В тоже время развитие – это вовсе не «прямая линия»; в реальности оно может происходить «замысловато», зигзагообразно и даже с откатами назад.
|
ПРОГРЕСС
|
Две тенденции развития
|
РЕГРЕСС
|
Развитие с восходящей тенденции, когда у системы идет рост:
´ степени целостности и уровня организации
´ устойчивости и жизнеспособности
´ функциональной эффективности
|
Развитие с нисходящей тенденцией, когда у материальной системы:
´ распадаются существовавшие ранее структуры
´ снижаются устойчивость и жизнедеятельность
´ уменьшается набор полезных функций и т.д.
|
|
|
|
|
однако
|
Понятие прогресса и регресса относительны
|
Реальное развитие многонаправленно, линии прогресса и регресса в нем сложно переплетены, диалектически взаимосвязаны, неоднозначны и относительны.
|
Направление, научно-технический ПРОГРЕСС одновременно таит в себе потенциальную опасность РЕГРЕССА, разрушений и даже гибели общества.
|
|
|
|
«Движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»
ПРОСТРАНСТВО
|
ВРЕМЯ
|
Форма существования материи, характеризующая:
- протяженность материальных объектов
- их размеры, объем
- взаиморасположение во всём материальном мире
|
Форма существования материи, выражающая:
- длительность её бытия
- определенные этапы, стадии этого бытия
- последовательность смены материального состояния
|
Основные общие свойства пространства и времени
Объективность, независимость от сознания людей
Бесконечность пространства и времени
Неразрывная связь др. с др. и с движением материи
|
Обусловлены объективностью, вечностью, бесконечностью, пост. движением и единством самого матер. мира
|
Схемокомплект № 3-4 Сущность диалектики, объективная диалектика и субъективная диалектика мира и категория диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.
|
|
ДИАЛЕКТИКА
|
|
первоначально искусство творческого спора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выше мы уже кратно познакомились с диалектическим способом мышления (СК № 4-1)
Теперь рассмотрим диалектику подробнее, изучив ее осн. принципы, категории и законы.
|
|
это такое мышление и миропонимание, при которых реальная действительность рассматривается:
- во всей её сложности и многогранности
- в целостности, единстве и многообразии связей
- в противоречивости и взаимодействии противоположных тенденций и сил
- в процессе изменения и развития действительности
|
|
|
|
|
|
|
|
Основная проблема диалектики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процесс развития его движущей силы и закономерности
|
|
|
|
Движение материального мира подчиняется определенным законам
|
|
ЗАКОНЫ объективного мира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАКОНЫ
- это существенные связи между явлениями, такие необходимые и устойчивые, которые вызывают в материальном мире определеннее течение событий
|
- законы действуют как в природе и в обществе
- они объективны: не зависят от сознания и воли людей
- однако, познав законы, люди могут сознательно согласовывать с ними свои действия, облегчая тем самым жизнь и развитие общества
|
|
|
Выясняя законы и развития философии использует особые категории
|
Категории диалектики
|
Это чаще всего парные понятия, выражающие противоположный, но взаимосвязанные стороны целостных объект
|
Ниже рассмотрим основные законы и категории диалектики
|
|
Первые среди основных законов диалектики
– закон единства и борьбы противоположностей
|
вот его суть
|
|
|
У всех предметов, процессов, явлений реальн. действительности можно обнаружить опр. раздвоение на
- противодействующие друг другу полярные факторы, т.е. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
|
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Вообще
Это такие свойства, стороны, силы или тенденции объектов, которые противостоят друг другу
|
Например
- плюс – минус
- горячее – холодное
- правое – левое
- верх – низ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При этом следует особо выделить
|
|
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
|
|
которые:
|
|
|
|
|
с одной стороны, существуют в единстве:
- являются частями того или иного целого
- неразрывно, хотя и гибко, взаимосвязаны
- взаимно предполагают и дополняют друг друга
|
с другой стороны, взаимоотталкиваются:
- взаимоисключают и отрицают друг друга
- противостоят и противодействуют друг другу
- сталкиваются и «борются» друг с другом
|
|
вывод
|
диалектические противоположности существуют в сложных и переменчивых отношениях
|
ПРОТИВОРЕЧИВОГО ЕДИНСТВА
|
или
|
ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
|
|
|
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
|
|
|
|
это взаимоотношение между диалектическими противоположностями, которые существуют в единстве и борьбе между собой
|
¨различают противоречия
|
внутренние и внешние
основные (решающие) и неосновные
антагонистические и неантагон-кие
|
|
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
|
|
- явлениям действительности (как в природе , так и в об-ве мышления) присущи диалектические противоположности
- между ними развивается взаимодействие и отношение диалектического противоречия, т.е. отношение и борьбы
- в результате такого взаимодействии и взаимопереходов одной противоположности в другую данное противоречие разрешается
- явление переходит в новое качественное состояние (в нем развиваются новые противоположности и новый процесс их взаимодействия)
|
вывод
|
Источником «мотором» всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий предметов, процессов, явлений.
|
|
раскрывает
|
|
внутренний ИСТОЧНИК развития явлений
|
|
отвечая на вопрос
|
|
почему
|
происходит развитие
|
|
|
|
|
|
Далее перейдем к рассмотрению других законов диалектики и таких парных ее категорий, как
|
- качество и количество
- содержание и форма
- причина и следствие и другое
|
Как раз они и являют собой конкретные примеры единства и борьбы противоположностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект № 3-5 Качество и количество: закон перехода количественных изменений в качественные. Единичное и общее, их диалектика и практическое значение
Любой объект (предмет, процесс, явление) можно рассматривать с двух сторон
|
- Со стороны его предметной определённости, т.е. того, ЧЕМ он является: водой, хим. реакцией, об-ом и.т. д.
- Со стороны его количественной определённости, т.е. , например , объёма, температуры, длительности и.т.д.
|
В соответствии с ним различают категории “качество” и “количество”
|
|
К А Ч Е С Т В О
|
|
|
К О Л И Ч Е С Т В О
|
|
|
|
|
|
это такая определённость объекта , которая указывает на его принадлежность к определ. типу вещей , отличая от др. объектов
|
Это характеристика предметов, процессов, явления по величине к степени проявления того или иного их свойства
Количество выявляется при его изменении в тех или иных единицах и числах
¨ К примеру, вес объекта измеряется числом граммов, длина - метрами…
|
Качество предмета проявляется через его свойства, но
любое качественное состояние объекта относительно:
|
- · Если СВОЙСТВО представляет какую-нибудь из сторон предмета
- · То КАЧЕСТВО – это совокупность его существенных специфических свойств
- ØНапример, человек в зависимости от ситуации выступает различными качествен. гранями: в театре он зритель, в учебном заведении - студент, а в библиотеке – читатель и.т.д.
|
|
|
проявляется через
|
|
Диалектика количественных и качественных изменений
|
|
|
|
|
|
|
|
¬ Две стороны предмета – качество и количество тесно взаимосвязаны и в пределах МЕРЫ существуют в единстве
¬ В процессе движения материального объекта в нем постоянно происходят эволюционные колич. изменения; при переходе меры они вызывают качествен. изменения – СКАЧОК
|
мера
|
тот предел количеств, изменений в предмете, в рамках которого предмет остается самим собой, в своем качестве.
|
Закон перехода количественных изменений в качественные
|
скачок
|
это рез. переход объекта из одного кач. состояния в другое (например, превращение воды в пар, социальные революции и т.д.); может протекать как интенсивно так и постепенно.
|
|
|
¬ новое кач-во предмета (в рез-те скачка)
|
- закрепляет в нем новые кол. характеристики
- устанавливает новую меру для единства кач-ва и количества
- дает простор нов. количеств. изменениям (и так без конца.)
|
|
|
раскрывает
|
|
Внутренний МЕХАНИЗМ
Всякого развития мире
|
|
отвечая на вопр.
|
|
как
|
происходит развитие
|
|
|
|
|
|
|
|
Наряду с определением качества мат. объекта можно выделить такие его противоположные стороны, свойства, как:
|
- особые признаки, присущие лишь данному предмету или явлению
- те стороны, которые, напротив, роднят этот объект с другим
|
- диалектические связи таких противоположных признаков и свойств отражает еще одна “неразлучная” пара категорий : “единичное” и “общее”
|
|
Е Д И Н И Ч Н О Е
|
|
|
О Б Щ Е Е
|
|
|
|
|
|
это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других(в том числе и качественно подобных ему) материальных объектов
|
то одинаковые черты , объединяющие самые различные объекты и делающие их в чём-то похожим друг на друга
|
|
|
проявляется
|
|
Диалектика единичного и общего
|
|
|
|
|
|
- в их неразрывной связи: ни то , ни другое не может существовать самостоятельно , само по себе
|
- самостоятельно существует лишь сами предметы , процессы , явления , а единичное и общее – это неотъемлемые полярные стороны каждого из них
|
- в тесном взаимодействии единичного и общего, в их взаимном переходе друг в друга
|
например
|
только что сконструированный новый образец одежды (единичное), став затем модой для многих людей , превращается в общее
|
|
практическое значение категорий единичного и общего
|
|
|
|
Они позволяют ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ предметы, процессы, явления (например, выделить передовой опыт пр-ва или уникальное художеств. произведение)
|
благодаря им , можно ОБОГАЩАТЬ предметы, явления(скажем, стандартизировать различные техн. устройства, классифицировать растения)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемокоспект №3-6 Категории сущности и явления, содержания и формы и диалектическая связь между ними
Качественная характеристика дает ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об объекте. Следующим этапом в познании должно быть проникновение в его сущность. В связи с этим вопрос, об определении категории «сущность» и ее диалектической спутницы – категории «явление».
Окружающую действ-сть можно воспринимать на разных пользовательских уровнях
|
- На уровне глубинных слоев реальности, с проникновением в ее суть.
- И на поверхностном уровне, дающем лишь внешнее о ней представление
|
В зависимости от этого и различают такую пару категорий, как СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ
|
n Это внутренняя основа вещи, определяющая ее природу и содержание: суть вещи
n Это глубинный слой, «душа» и сердцевина предмета, часто скрытые от взора людей
n Относительно устойчива
n Выражает общий смысл объекта в целом
|
n Это внешнее отражение, внеш. признак сущности вещи; то, чем она определяется
n То, что лежит на поверхности, наблюдаемо и даже бросается в глаза
n Более подвижно, изменчиво
n Отражает одну из сторон сущности объекта
|
Более полное представление о сущности дает группа явлений:
например, сущность растения отражают и его листья, и плоды и т.д.
|
|
Диалектика сущности и явления
|
|
|
Сущность и явление – диалектически взаимосвязанные противоположности
|
|
|
|
с одной стороны они едины: сущность обнаруживает себя и познается через влияния, а явление есть отражение сущности.
с другой стороны, они не совпадают друг с другом: более того, явление может искажать сущность (например, движение солнца по небу создает неверное представление о его времени вокруг Земли)
|
|
Сущность и явление
- понятия гибкие,
- относительные
|
их нельзя закрепить за к. – л. пост. уровнями реальности: познание бесконечно углубляется, и то, что вчера принималось за сущность, завтра может оказаться явлением еще более глубокой сущности
|
|
От
|
СУЩНОСТИ и ЯВЛЕНИЯ
|
необходимости отличать другую близкую им пару категорий:
|
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ
|
Каждый объект (будь то предмет, процесс или явление) имеет свою внутреннюю «начинку», свой особый набор взаимодействующих элементов – свое СОДЕРЖАНИЕ
|
Это содержание пребывает не в беспорядочном нагромождении его частей, оно всегда опред. образом «упаковано», упорядочено, т.е. имеет свою ФОРМУ
|
Что же такое содержание и форма, и какова их диалектика
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
это те основные элементы и их взаимосвязи, которые образуют данный предмет или явление
|
это структура, орг-ция данного объекта, устройство и способ существования этого содержания
|
ФОРМА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДИАЛЕКТИКА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ
|
Содержание и форма существуют в ЕДИНСТВЕ
|
поскольку они представляют собой обязательные, неотделимые и взаимосвязанные стороны одного и того же предмета, процесса или явления: нет и не может быть НЕОФОРМЛЕННОГО содержания, так же не существует и БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ формы
|
содержание однако единство содержания и форм ПРОТИВОРЕЧИВО форма
|
является ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ и более активной стороной, которая непрерывно развивается и «тянет» за собой форму (ибо форма должна соответ-вать своему содержанию)
|
Это ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ и более консервативная сторона; в своем развитии она отстает от содержания, стареет, усиливая противоречия между собой и своим содержанием
|
в то же время ФОРМА имеет ОТНОСИТЕЛЬНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
|
она активно воздействует на развитие содержания
|
либо стимулирующее, либо тормозящее, в зависимости от своего соответствия или несоответствия содержанию (отсюда задача об-ва: пост. совершенс-вать отстающие формы обществ. жизни)
|
на основе использования формы возможна формализация знания
|
перевод их на искусств. язык опр. символов и формул (особен. эффективна в точных науках)
|
относит, самостоятельность формы создает опасность превращения ее из средства организации содержания в некую самоцель
|
ведет к формализму, бюрократизму, заорганизованности и застою в живом деле (т.е. в содержании)
|
|
|
|
|
|
Схемокомплект №3-7 Гегелевская формула развития. Метафизический и диалектический типы отрицания и закон отрицания-отрицания.
Ещё один важнейший закон диалектики- Закон ОТРИЦАНИЯ- ОТРИЦАНИЯ
|
Впервые его сформулировал Гегель, но лишь применительно к процессу диалектики мышления
|
При этом ОТРИЦАНИЕМ Гегель называл смену “опровержение” одних этапов развития мышления другими
|
|
ГЕГЕЛЕВСКАЯ ФОРМУЛА РАЗВИТИЯ:
тезис-антитезис-синтез
|
предполагает три момента
в развитии процесса мышления
|
|
n Утверждение - исходная мысль, или иные первоначальные теоретические положения (ТЕЗИС)
n отрицание этого утверждения, выдвижение мысли противоположной тезису (АНТИТЕЗИС)
n отрицание отрицания, т.е. качественно новое утверждение (СИНТЕЗ), которое:
Ö возвращается к некоторым первоначальным положениям в их обновлённом варианте
Ö «примеряет» между собой тезис и антитезис (через отказ от ошибочного в них с одновременным сохранением и развитием верного)
Ö обогащается принципиально новым содержанием
|
|
пример
Гегеля
|
n У растущего растения последовательно сменяя друг друга почка, цветок, плод
n Почка («тезис») исчезает, когда распускается цветок («антитезис») – отрицание
n Но и цветок затем вытесняется плодом («синтез») – отрицание отрицания
n Однако все три момента органически едины и одинаково необходимы растению
|
|
Гегелевская триада в определенной мере применима и к развитию общества
|
Возьмем, к примеру, капитализм и социализм (в их «классическом» виде) и сопоставим их с основными тенденциями современного мирового развития:
n КАПИТАЛИЗМ – одно из состояний общества, применяемое за исходное («тезис»)
n СОЦИАЛИЗМ – отрицание капитализма («антитезис»)
|
n КОВЕРГЕНЦИЯ - сближение социализма и кап-зма, включающее:
- взаимообогащение всех их общественных структур
- «социализацию» капитализма «индивидуализацию» социализма
- общий поиск путей к более гуманному, гармоничному обществу и т.д.
|
Не Гегелевский ли это «синтез» как результат отрицания отрицания
|
Каков же
|
М е х а н и з м действия закона отрицания
|
Чтобы раскрывать его, рассмотрим следующие три стадии процесса развития:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Исходная ситуация: за начало цикла берем любую точку на линии движения объекта – «тезис»
- Продолжая движения, наше явление ОТРИЦАЕТ (опровергает) в себе СТАРОЕ («тезис») и приобретает НОВОЕ, постепенно превращаясь в свою противоположность – «антитезис»
|
Метафизическое отрицание
|
|
При этом, однако, важно различать
|
|
Диалектическое отрицание
«снятие» (Гегель)
|
Предполагает механический подход к старому
|
¨ простое его уничтожение
¨ перечеркивание целиком
|
Это конструктивный, творч., избирательный подход к старому, а именно – разграничение его на две части
|
¨ все ошибочное, негативное и изжившие себя отбрасывается
¨ все разумное, ценное удерживается и в преобразованном виде присоединяется к новому
|
Это деструктивное, «голое зряшное отрицание» (Ленин), ибо оно РАЗРЫВАЕТ СВЯЗЬ между старым и новым, пренебрегает лучшими чертами старого, не развивает их
|
Тем самым обеспечивается связь нового со старым, ПРИЕМСТВЕННОСТЬ между ними и развитие всего того полезного, что вобрало в себе новое из старого.
|
3. В случае диалектического отрицания из нового, обогащенного всем лучшим, что было в старом, рождается качественно другой объект более высокого уровня развития – «синтез»
|
Далее рассмотренный цикл (не обязательно трехэтапный) бесконечно повторяется. И каждая новая ступень в развития явления, будучи отрицанием предыдущей, затем сама отрицается последующей. Отсюда и образуется двоенное отрицание – отрицание отрицания.
|
|
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
|
|
вывод
|
|
|
Означает что развитие природы, общества и познания происходит
|
¨ Как бесконечная цепь диалектического отрицания старого новым на основе ПРИЕМСТВЕННОСТИ и (с устранением отжившего, но сохранением и развитием всего жизнеспособного)
¨ Как частичное повторение старого, но уже на более высоком уровне и в новых, «современных» формах
¨ Как в целом поступательное движение, но не по прямой и не по кругу, а по сложной их комбинации – как бы по ломанной СПИРАЛИ.
|
|
|
раскрывает
|
- ХАРАКТЕР развития
- его ФОРМУ
- НАПРАВЛЕНИЕ
- РЕЗУЛЬТАТ
- МАСШТАБЫ, ТЕМПЫ
|
- циклически, с относительным повторением пройденного
- спиралевидное, с общим потоком движения вверх и вширь
- в целом поступательное, с тенденцией к прогрессу
- выше уровень развития, новое качественное состояние объекта
- возрастающее, с усложнением развивающихся систем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЗНАЕТ объективную закономерность и причинную обусловленность всех явления
детерминизм
|
Прежде чем рассмотреть следующую пару категорий диалектики ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ, познакомимся с такими философскими позициями, как
|
Всеобщую закономерность и причинную взаимозависимость явления ОТРИЦАЕТ
индетерминизм
|
|
|
Материализм опирается на научное,
рациональное объяснение связей
между процессами, явлениями - на
|
ПРИЧИНА
это явление, вовлекшее за собой другое явление
|
СЛЕДСТВИЕ
явление, порожденное другими явлениями (причины)
|
|
|
Принцип детерминизма
Означает, что все процессы и явления ДЕТЕРМИНИРОВАНЫ, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно в результате действия определенных причин
|
связи между ними называются
|
|
|
ПСС
|
Причинно-следственными связями
|
|
связями
детерминации
|
|
|
бесконечно
многообразны
|
В реальной действительности ПСС живет характер универсальных всеобщих связей при которых все явления многократно, так или иначе, прямо или косвенно связаны друг с другом
|
|
|
Основные типы причинно-следственных связей
|
|
|
Однонаправ-ленная связь
|
Многопри-чинная связь
|
Многоследст-венная связь
|
цепная реакция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
взаимодействие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Кроме того, различают связи
- Прямые (например, связь между двумя парами при ударе одного с другой)
- Опосредственные (гибель лесов из -за роста потребления электроэнергии )
- Отражение (когда явления – следствия сохраняет в себе следы воздерств. причины)
|
|
|
ПРИЧИННОЕ ОСНОВАНИЕ
это более широкое понятие, чем причина: совокупность не только причин, но и всех
факторов и обстоятельств, вызывающих те или иные следствия. Оно включает в себя:
|
|
|
собственно причины
- главные и второстепенные
- прямые и косвенные
|
условия
такая совокупность разл. обстоятельств, только при наличии которой данная причина МОЖЕТ вызвать следствие
|
условия
такое событие, которое:
- предшествует следствию
- само по себе не является его причиной
- но дает ТОЛЧОК к действию этой причины
|
стимулы
факторы, способствующие возникновению и развитию данных ПСС
( в обществе это: цели, интересы, мотивы, намерения людей и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак, детерминизм исходит на причинности и закономерности всех явления. Однако саму эту закономерность явлений можно понимать по-разному. И в связи с этим различают:
Механический детерминизм
|
Диалектико – материалистический детерминизм
|
|
все явления ЖЕСТКО предопределены:
Одна и та же причина всегда вызывает
Одно и то же определенное следствие, изменение, развитие явления однозначно вероятностный, случайностный характер ПСС исключен.
|
ПСС закономерны, но детерминированы не ЖЕСТКО:
В этих связях между явлениями возможны
Исключения и отклонения от закономерности изменение и развитие явлений многовариантны.
Вероятность, случайность событий допускается.
|
|
такой подход упрощает реальность,
игнорирует всю ее многомерность и нюансы;
подталкивает к фатализму
|
Нежесткий подход позволяет отражать сложный реальный мир полнее, богаче, тоньше и диалектичнее; побуждает к творческому поиску.
|
|
Для гибкого, диалектичного анализа связей детерминации нужды еще две пары взаимосвязанных категорий диалектики
|
НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
|
|
НЕОБХОДИМОСТЬ
такая однозначная ПСС, при которой данные явления – причина обязательно влечет за собой вполне определенные явление - следствие
|
СЛУЧАЙНОСТЬ
такая неопределенная ПСС, при которой та или иная причина МОЖЕТ вызвать (а МОЖЕТ и НЕ вызвать) любое из множества различных следствий
|
ЭТО КОГДА иной связи между явлениями просто НЕ может быть
|
Она вытекает из самой сущности этих явлений и для них постоянно
|
ЭТО КОГДА связь между явлениями может быть самой неожиданной и разнообразной
|
Она возникает не из их сущности, а в силу временных непредвиденных внешних обстоятельств
|
ВОЗМОЖНОСТЬ
предпосылки возникновения к – л явления
|
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
уже существенная, реализованная возможность
|
|
ЗНАЧЕНИЕ
Всех рассмотренных категорий в том, что их познание позволяет
|
- правильно определить причины и факторы тех или иных событий
- способствовать приходу нужных из них, предотвращая вредные
- выявлять объективно необходимые процессы, вероятность случайностей
- определять способы воплощения возможного в действительное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконспект №4 Человек и его культура; единство биологического и социального в человеке.
Человечество как мировое сообщество, общечеловеческие ценности и глобальные проблемы современности.
В современных обществах всё более возрастает роль человека
|
На смену антигуманному и нерациональному отношению к отдельному человеку как “винтику” громадной общественной машины идёт признание уникальности к самоценности каждого Человеческого существа. В будущих же обществах человек должен утвердиться как ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
|
Рассмотрим осн. философ. проблемы человека
|
|
животные
|
в чём главное отличие
человека от животного?
|
человек
|
|
- их действия являются инстинктивными, т.е. прежде всего, запрограммированы биологически
- они живут в мире пассивно, лишь приспосабливаясь к нему
- его действия являются, прежде всего, сознательными
- у людей особ. способ бытия в мире – практика, активное состояние и преобразование природы и самих себя
- в результате появляется новая реальность – человеческая культура
|
|
|
культура
|
Именно культура делает человека человеком
|
|
Это огромный мир тех вещей, процессов, состояний, которые (в отличие от девственной природы) созданы людьми, развиваются и передаются из поколения в поколение
|
|
Включает все виды чел. Деятельности её результат (артефакты)
|
n МАТЕРИАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ - предметно-практическую деятельность людей и её продукты (материальное производство)
n ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ – деятельность в сфере познания, науки, искусства, нравственности и.т.д
|
Материальная и духовная культура существует в единстве, а их общим стержнем и основанием является труд - великий воспитатель людей.
|
|
Вместе с тем, человек – это единство биологического и социального
|
Ö человек включен сразу в два мира: и в природу, и в общество
Ö поэтому он двойствен: является существом и биологическим, и социальным
Ö отсюда проблема – что доминирует: биологическое или социальное?
|
|
Биологизаторский
( натуралистический)
|
два основных
подхода к человеку
|
социологизаторский
|
|
- Преувеличение биол. начала в человеке
- Выпячивание биологически обусловленных различий между людьми (расовых, половых…)
- Игнорирование биологических особенностей людей
- Человек - пластичный, сырой материал из кот. можно “лепить” определённых людей для идеального общ-ва.
|
|
|
|
Позиция марксизма
|
|
|
Определяющим в человеке является социальное, ибо как человек он не может сформироваться и реализоваться вне общества : человеческое сознание и мышление – продукты общественные
Очень важно и биологическое: нельзя видоизменить природные особенности людей, пренебрегать их естественными потребностями во имя каких бы то ни было высоких социальных целей
|
|
задача
|
Создать условия для всестороннего, гармоничного развития личности, для духовного, нравственного, эстетического и физического совершенствования человека.
|
|
|
в связи с этим актуален известный
|
тезис – “человек не вещь”
|
|
человека нельзя изготавливать и пересоздавать, нельзя осчастливливать, насильно
воспитание человека возможно и даже необходимо, но не в авторитетах и манипуляторских формах:
каждому человеку нужен простор для САМОосуществления и САМОразвития
|
|
следует помнить одну из древнейших нравств. заповедей
|
“золотое правило человеческих взаимоотношений”
|
не делай другим того, чего не хочешь, чтоб причинили тебе
|
|
для совр. эпохи характерны
|
усиление взаимозависимости и целостности мира, интернациализация всей общественной жизни планеты, становление единой мировой человеческой цивилизации
|
при этом противоречие человеческого бытия приобретает планетарный масштаб и
|
|
от лат. – глобус,
земной шар
|
Глобальные проблемы современности
|
порождает
|
|
это наиболее важные и насущные проблемы человечества, которые
|
затрагивают жизненные интересы всех народов мира, для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества, взаимосвязаны и не разрешены изолированно одна от другой
|
основные из них таковы
|
|
проблемы войны и мира
|
предотвращение мировой термоядерной войны, конфликтов всеобщего разоружения, конверсии (перевод военной деятельности в мирную) обеспечивание мира и сотрудничества между всеми народами планеты
|
ключевые проблемы
|
|
экологические проблемы
|
прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды и её защита, освоение миров океана и космоса, обеспечение человечества ресурсами
|
|
проблема отсталости и нищеты
|
преодоление растущего разрыва в уровнях развития различных стран, ликвидация на планете зон голода, нищеты, болезни, неграмотности
|
|
демографические проблемы
|
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ страны – остановить“демографический взрыв”, сбалансировать рост населения с разв. ПС
|
в РАЗВИТЫХ странах- остановить падение рождаемости, кот. ведет к недовоспроизв. угрозе и недопопуляции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схемоконпект 5 Отражение и его простейшая информационная формы. Сознание и самосознание, отношение сознания к бытию. Общество и сознание.
Объективный мир, воздействуя на человека отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п.
|
Эти духовные образы и формируют сознание
|
Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение»
|
|
вообще
|
О Т Р А Ж Е Н И Е
|
|
это общая способность всех мат. систем в процессе взаимодействия
|
воспроизводить в себе особенности друг друга
|
каким-то образом реагировать на внеш. воздействия
|
простейшее отражение
это свойство ЛЮБЫХ объектов ПАССИВНО отзываться на внеш. воздействия
Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.д.
|
Информационное отражение
это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия
n оно наз. информационным, т.к. здесь внешнее воздействие (от ОБЪЕКТА) воспринимается отражающей системой (СУБЪЕКТОМ) как информация.
n ИНФОРМАЦИЯ – это поток опр. сигналов (световых, тепловых, звуковых и пр.), побуждающих субъекта к активности, к какому-то действию
|
|
например
|
растение уже не просто пассивно «регистрирует» солнца (подобно «равнодушному» камню), она тянется к ним, идет в рост под их воздействием
|
это свойство высокоорганизованной «мыслящей» материи (чел. мозга) отражать материальн. действ – сти в духовных образах. Это субъект. отражение человеком объект. мира
|
высшей формой информационного отражения является сознание
С О З Н А Н И Е
- Сознание есть особое информационное отражение, возникающее и развивающееся только у людей на основе их практически-преобразоват. деятельности
- Оно существует как невидимый поток чел. впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, идей, убеждений, ценностей, установок, норм, стереотипов и т.п., которые и составляют содержание сознания, его элементы
- Сознание всегда носит обществ. характер, ибо вне об-ва оно не возникает, его элементы вырабатываются людьми совместно в процессе обществ. практики и общения и выражаются и передаются с помощью языка
- При этом наряду с инд. сознанием отдельного человека в различных об-вах людей исторически складываются и общественное сознание (см. СК№6-3)
- Отношение сознания к бытию:
- бытие и сознание тесно переплетены и ВЗАИМОдействуют
- сознание – духовная составляющая, элемент системы бытия
- и как элемент оно ВТОРИЧНО по отношению к своей системе
- т.е. в целом можно сказать, что БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ
|
САМОСОЗНАНИЕ
это выделение человеком своего “я” из окружающего их мира, осознание их самого себя, своих мыслей и чувств , интересов и действий своего положения в обществе , отношение к другим людям.
|
три формы (уровня) самосознания
- самочувствие - элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей
- самосознание на уровне “я - один из….” т.е. осознание себя в качестве человека, принадлежащего к иной социальной группе, культуре, к определённому обществу.
- личностное самосознание - осознание своих особенностей и себя, как личности способной совершать свободные, самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести ответственность
|
НАИБОЛЕЕ ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ
|
Р Е Ф Л Е К С И Я, т.е.
|
- своего рода “самокопание”, «обоснование” самого себя
- анализирование себя в свете какого-то идеала личности
- полное сомнений и противоречий размышление о жизни, о себе
- тут же и попытка “переделать” себя, самосовершенствоваться
|
рефлексия может давать ошибки в самооценках, ибо человеческая сущность наиболее полно раскрывается не через “самосозерцание”, а через конкретные действия и поступки людей
|
это зависит от самого общества
|
какой ТИП СОЗНАНИЯ нужен обществу?
|
различные общества “нуждаются” и в разных типах индивидуального сознания людей
|
тоталитарному об-ву нужны “безликие люди-винтики” с “придавленным” и бездеятельным сознанием “маленького”
|
покорно исполняет волю больших и малых диктаторов, озабоченных лишь сохранением личной власти и собственного благополучия
|
свободному демократическому обществу нужны раскрепощённые личности с самостоятельным “мудрым” и деятельным сознанием человека-творца
|
“разумно-эгоистически” заботиться не только о личном успехе, но и о том, что ему способствует – о процветании общества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!
|