Пример расчета практического задания по дисциплине Управление жизненным циклом технических систем
« НазадВариант 6Пример расчета практического задания по дисциплине Управление жизненным циклом технических системОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕПЛОВОЗОВВВЕДЕНИЕЦель: сравнить стоимость жизненного цикла тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25, выбрать лучший вариант для конкретных эксплуатационных условий. 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПРОЕКТАИсходные данные для определения стоимости жизненного цикла тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25 приведены в табл. 1, табл. 2 и табл. 3. Таблица 1 Исходные данные
Таблица 2 Количество технических обслуживаний и ремонтов тепловоза 2ТЭ116 за жизненный цикл
Таблица 3 Количество технических обслуживаний и ремонтов тепловоза 2ТЭ25 за жизненный цикл
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗОВЗатраты по видам осмотра и ремонта определяются умножением количества обслуживаний или ремонтов на соответствующую их стоимость (единица измерения стоимости всех видов ТР и КР, а также ТО-3 - тыс. руб./секц. (количество секций принимается 2), ТО-2 - тыс. руб./тепл.). При расчете необходимо учитывать коэффициент удорожания обслуживаний и ремонтов. Коэффициент удорожания ремонтов с 6 по 10 год составляет 1,02, с 11 по 15 год - 1,03, с 16 по 20 год - 1,04, с 21 по 25 год - 1,05, с 26 по 30 - 1,07, с 31 по 35 год - 1,085, с 36 по 40 год - 1,1. Расходы на неплановые ремонты принимаются ежегодно в размере 279,6 тыс. руб. для тепловоза 2ТЭ116 и 90,6 тыс. руб. для тепловоза 2ТЭ25 с учетом коэффициента, учитывающего суточную, внутрисуточную, месячную неравномерность. При этом необходимо также учитывать коэффициент удорожания ремонтов. Результаты расчета затрат на техническое обслуживание и ремонт тепловоза 2ТЭ116 приведены в табл. 4, тепловоза 2ТЭ25 - в табл. 5. Таблица 4 Затраты на техническое обслуживание и ремонт тепловоза 2ТЭ116 по годам жизненного цикла, тыс. руб.
Таблица 5 Затраты на техническое обслуживание и ремонт тепловоза 2ТЭ25 по годам жизненного цикла, тыс. руб.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕПЛОВОЗОВЭксплуатационные расходы по статьям затрат определяются следующим образом. Годовые эксплуатационные расходы на топливо: Ет = (1 + ω) ∙ Цт ∙ Вгод , (1) Вгод = Ггр∙ Lуч ∙Вт/10000/1000, (2) где Цт - стоимость 1 т дизельного топлива, руб.; ω - коэффициент учета затрат обратного направления; Вт - норма расхода топлива на 10000 т-км брутто; Ггр - грузопоток в груженом направлении, млн. т.; Lуч - длина участка, км. Годовые эксплуатационные расходы на экипировку: Еэк = (1 + ω) ∙ еэк ∙ Вгод , (3) где еэк - расходная ставка на экипировку на 1т израсходованного дизельного топлива, руб. Годовые эксплуатационные расходы на смазку: Есм = (1 + ω) ∙ (Вгод ∙ вм ∙ едм + есм åNSлин), (4) åNSлин = 1,05∙Lуч ∙ Nгр / Q, (5) где вм - относительный суммарный расход масла дизеля, % от расхода топлива, не более; едм - стоимость 1 т масла дизельного, руб.; есм - расходная ставка на смазку механической части локомотива, коп./лок-км; åNSлин - локомотиво-километры линейного пробега; 1,05 - коэффициент, учитывающий локомотиво-километры одиночного следования; Lуч - длина участка, км. Годовые эксплуатационные расходы на заработную плату локомотивных бригад: Eбр = емh ∙Mh, (6) где емh - расходная ставка на 1 бригадо-час тепловозных бригад, руб./бригадо-ч; Mh - бригадо-часы тепловозных бригад за год (принимаются равными 380,64 ·103 для 2ТЭ116 и 272,14 ·103 для 2ТЭ25), тыс. бригадо-ч. Годовые эксплуатационные расходы на техническое обслуживание и ремонт переносятся из табл. 4 и табл. 5 для тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25 соответственно. Годовые расходы на плату за выбросы вредных веществ в атмосферу: Ев = (1 + ω) · ев · Вгод, (7) где ев - норматив платы за выбросы вредных веществ в атмосферу, руб./ т д.т. Годовые расходы на песок: Еп = Цп · Sгод , (8) где Цп - стоимость 1 т сухого песка, руб.; Sгод - годовой расход песка (принять равным 9470,5 для тепловоза 2ТЭ116 и 7368,4 для тепловоза 2ТЭ25), т. Годовые расходы на ремонт бандажей: Ебанд = (Собт· nср + Срем + Сбанд·2) · m / Тiср, (9) где Собт - стоимость одной обточки бандажей колесной пары без выкатки, руб./ ось; nср - среднее количество обточек бандажей до перетяжки, ед.; Срем - стоимость смены бандажей колесной пары без выпрессовки оси, руб./ ось; Сбанд - стоимость бандажа колесной пары, руб./ банд.; m - количество осей (принимается равным 12); Тiср - средний срок службы бандажа. Таким образом годовые эксплуатационные расходы определены на весь парк локомотивов (за исключением расходов на ремонт и обслуживание тепловозов и расходов на ремонт бандажей, которые рассчитаны на 1 тепловоз). Для того чтобы определить стоимость жизненного цикла тепловоза 2ТЭ116 или 2ТЭ25, необходимо годовые эксплуатационные расходы разделить на парк локомотивов (принимается равным 53). Стоимость жизненного цикла тепловоза с учетом дисконтирования за первый год определяется: СЖЦ1тепл = (Итого затрат без учета дисконтирования - Инвестиции на приобретение тепловоза) * Коэффициент дисконтирования + Инвестиции на приобретение тепловоза (10) Дисконтирование выполняется путём умножения будущих денежных потоков на коэффициент дисконтирования kd: где i - процентная ставка (принимается равной 0,1), n - номер периода (года). Результаты расчета стоимости жизненного цикла тепловоза 2ТЭ116 и 2ТЭ25 приведены в табл. 6 и табл. 7 соответственно. Сравнение стоимости жизненного цикла тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25 приведено на рис. 1. Рис.1. Стоимость жизненного цикла тепловозов З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!
|