Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 3920 Пример расчета практического задания по дисциплине Управление жизненным циклом технических систем

Пример расчета практического задания по дисциплине Управление жизненным циклом технических систем

« Назад

Вариант 6

Пример расчета практического задания по дисциплине Управление жизненным циклом технических систем

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕПЛОВОЗОВ 

ВВЕДЕНИЕ

Цель: сравнить стоимость жизненного цикла тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25, выбрать лучший вариант для конкретных эксплуатационных условий. 

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПРОЕКТА

Исходные данные для определения стоимости жизненного цикла тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25 приведены в табл. 1, табл. 2 и табл. 3.

Таблица 1

Исходные данные

Наименование показателя

Единица измерения

Условное обозначение

Значение показателя для тепловозов

2ТЭ116

2ТЭ25

Эксплуатационные условия участка работы тепловозов

Длина участка

км

Lуч

697

Характеристика участка

 

 

Однопутный с АБ III категории сложности

Максимальная скорость движения по участку

км/ч

Vmax

80

Ограничения по скорости при движении по промежуточным станциям

км/ч

Vогр

60

Количество раздельных пунктов, требующих ограничения скорости

 

 

27

Количество остановок поезда на расчетном участке

 

 

4

Масса поезда

т

Q

4400

6000

Грузопоток в груженом направлении

млн. т

Ггр

18

Отношение массы поезда нетто к массе брутто

 

g

0,58

Коэффициент, учитывающий суточную, внутрисуточную, месячную неравномерность

 

Клок

1,22

Размеры пассажирского движения на участке

пар/сут.

nпасс

6

Коэффициент учета затрат обратного направления

 

w

0,8

Среднесуточный пробег локомотива

 

 

 

Основные технические параметры сравниваемых локомотивов

Мощность номинальная

л.с.

N

2×3060

2×3400

Конструкционная скорость

км/ч

Vк

100

120

Сила тяги длительного режима

тс

 

52

79,6

Скорость длительного режима

км/ч

Vдл

24

18,5

Передача

 

 

Электрическая переменно-постоянного тока

Масса локомотива

тс

т

2×138±3%

2×138±3%

Удельный расход топлива в режиме номинальной мощности

г/кВт-ч

gе

198±9,9

195±9,75

Расход топлива на холостом ходу

кг/ч

Вхх

14

11

Норма расхода топлива на измеритель 10000 т-км брутто

кг

Вт

45

44

Относительный суммарный расход масла дизеля, % от расхода топлива, не более

%

вм

1,9

0,75

Периодичность технического обслуживания и ремонтов:

КР

СР

ТР-3

ТР-2

ТР-1

ТР

ТО-3

ТО-2

тыс.км

 

 

 

1600

800

400

200

50

 

15

72 ч

 

 

2400

800

 

 

 

50

 

96 ч

Срок службы локомотива

лет

Тсл

20

40

Доля неисправных локомотивов

 

αлок

0,12

0,06

Нормативная база для расчета

Стоимость 1 т дизельного топлива

руб.

Цт

21240

Стоимость 1 т масла дизельного

руб.

едм

22150

Расходная ставка на экипировку на 1 т израсходованного дизельного топлива

руб.

еэк

259,73

Расходная ставка на смазку механической части локомотива

коп./лок-км

есм

103,16

Расходная ставка на 1 бригадо-час тепловозных бригад

руб./бр.-ч

егрmh

524,22

Норматив платы за выбросы вредных веществ в атмосферу

руб./т д.т

ев

105,64

Стоимость 1 т сухого песка

руб.

Цп

5340

Среднее количество обточек бандажей до перетяжки

 

nср

3,9

4,5

Средний срок службы бандажа

 

Тiср

7,6

8,8

Стоимость одной обточки бандажей колесной пары без выкатки

руб./ось

Собт

612,6

Стоимость смены бандажей колесной пары без выпрессовки оси

руб./ось

Срем

1520

Стоимость бандажа колесной пары

руб./банд.

Сб

8140

Стоимость ремонтов и ТО:

 

КРП

КР

СР

ТР-3

ТР-2

ТР-1

ТР

ТО-3

ТО-2

тыс. руб./секц.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб./тепл.

 

 

 

 

6784,42

4283,30

2241,75

800,93

110,62

 

56,24

3,416

 

 

21532,15

 

3547,39

 

 

 

94,55

 

3,416

Стоимость тепловоза

тыс. руб.

 

90096,0

109238,0

Таблица 2

Количество технических обслуживаний и ремонтов тепловоза 2ТЭ116 за жизненный цикл

Год

Количество ТО и ремонтов

ТО-2

ТО-3

ТР-1

ТР-2

ТР-3

СР

КР

1

93

7

2

 

 

 

 

2

93

7

1

1

 

 

 

3

93

7

2

 

 

 

 

4

93

7

2

 

1

 

 

5

93

7

2

 

 

 

 

6

93

7

1

1

 

 

 

7

93

6

2

 

 

1

 

8

93

7

2

 

 

 

 

9

93

7

1

1

 

 

 

10

93

7

2

 

 

 

 

11

93

7

2

 

1

 

 

12

93

7

2

 

 

 

 

13

93

7

1

1

 

 

 

14

93

6

2

 

 

 

1

15

93

7

2

 

 

 

 

16

93

7

1

1

 

 

 

17

93

7

2

 

 

 

 

18

93

7

2

 

1

 

 

19

93

7

2

 

 

 

 

20

93

7

1

1

 

 

 

Таблица 3

Количество технических обслуживаний и ремонтов тепловоза 2ТЭ25 за жизненный цикл

Год

Количество ТО и ремонтов

ТО-2

ТР

СР

КРП

1

70

2

 

 

2

70

2

 

 

3

70

2

 

 

4

70

3

 

 

5

70

2

 

 

6

70

2

 

 

7

70

2

1

 

8

70

2

 

 

9

70

3

 

 

10

70

2

 

 

11

70

2

 

 

12

70

3

 

 

13

70

2

 

 

14

70

2

1

 

15

70

2

 

 

16

70

3

 

 

17

70

2

 

 

18

70

2

 

 

19

70

3

 

 

20

70

2

 

 

21

70

2

 

1

22

70

2

 

 

23

70

3

 

 

24

70

2

 

 

25

70

2

 

 

26

70

3

 

 

27

70

2

 

 

28

70

2

1

 

29

70

2

 

 

30

70

3

 

 

31

70

2

 

 

32

70

2

 

 

33

70

3

 

 

34

70

2

 

 

35

70

2

1

 

36

70

2

 

 

37

70

2

 

 

38

70

3

 

 

39

70

2

 

 

40

70

2

 

 

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗОВ 

Затраты по видам осмотра и ремонта определяются умножением количества обслуживаний или ремонтов на соответствующую их стоимость (единица измерения стоимости всех видов ТР и КР, а также ТО-3 - тыс. руб./секц. (количество секций принимается 2), ТО-2 - тыс. руб./тепл.). При расчете необходимо учитывать коэффициент удорожания обслуживаний и ремонтов.

Коэффициент удорожания ремонтов с 6 по 10 год составляет 1,02, с 11 по 15 год - 1,03, с 16 по 20 год - 1,04, с 21 по 25 год - 1,05, с 26 по 30 - 1,07, с 31 по 35 год - 1,085, с 36 по 40 год - 1,1.

Расходы на неплановые ремонты принимаются ежегодно в размере 279,6 тыс. руб. для тепловоза 2ТЭ116 и 90,6 тыс. руб. для тепловоза 2ТЭ25 с учетом коэффициента, учитывающего суточную, внутрисуточную, месячную неравномерность. При этом необходимо также учитывать коэффициент удорожания ремонтов.

Результаты расчета затрат на техническое обслуживание и ремонт тепловоза 2ТЭ116 приведены в табл. 4, тепловоза 2ТЭ25 - в табл. 5.

Таблица 4

Затраты на техническое обслуживание и ремонт тепловоза 2ТЭ116 по годам жизненного цикла, тыс. руб.

Год

Затраты по видам осмотра и ремонта

Итого затрат по годам

ТО-2

ТО-3

ТР-1

ТР-2

ТР-3

СР

КР

НР

1

317,7

787,4

442,6

 

 

 

 

341,1

1888,8

2

317,7

787,4

221,3

1601,9

 

 

 

341,1

3269,4

3

317,7

787,4

442,6

 

 

 

 

341,1

1888,8

4

317,7

787,4

442,6

 

4483,5

 

 

341,1

6372,3

5

317,7

787,4

442,6

 

 

 

 

341,1

1888,8

6

324,0

803,1

225,7

1633,9

 

 

 

347,9

3334,7

7

324,0

688,4

451,5

 

 

8737,9

 

347,9

10549,8

8

324,0

803,1

451,5

 

 

 

 

347,9

1926,6

9

324,0

803,1

225,7

1633,9

 

 

 

347,9

3334,7

10

324,0

803,1

451,5

 

 

 

 

347,9

1926,6

11

327,2

811,0

455,9

 

4618,0

 

 

351,3

6563,5

12

327,2

811,0

455,9

 

 

 

 

351,3

1945,5

13

327,2

811,0

227,9

1649,9

 

 

 

351,3

3367,4

14

327,2

695,2

455,9

 

 

 

13975,9

351,3

15805,5

15

327,2

811,0

455,9

 

 

 

 

351,3

1945,5

16

330,4

818,9

230,2

1665,9

 

 

 

354,8

3400,1

17

330,4

818,9

460,3

 

 

 

 

354,8

1964,4

18

330,4

818,9

460,3

 

4662,8

 

 

354,8

6627,2

19

330,4

818,9

460,3

 

 

 

 

354,8

1964,4

20

330,4

818,9

230,2

1665,9

 

 

 

354,8

3400,1

Итого

6496,7

15871,5

7690,5

9851,4

13764,3

8737,9

13975,9

6975,7

83364,0

Таблица 5

Затраты на техническое обслуживание и ремонт тепловоза 2ТЭ25 по годам жизненного цикла, тыс. руб.

Год

Затраты по видам осмотра и ремонта

Итого затрат по годам

ТО-2

ТР

СР

КРП

НР

1

239,1

378,2

 

 

110,5

727,9

2

239,1

378,2

 

 

110,5

727,9

3

239,1

378,2

 

 

110,5

727,9

4

239,1

567,3

 

 

110,5

917,0

5

239,1

378,2

 

 

110,5

727,9

6

243,9

385,8

 

 

112,7

742,4

7

243,9

385,8

7236,7

 

112,7

7979,1

8

243,9

385,8

 

 

112,7

742,4

9

243,9

578,6

 

 

112,7

935,3

10

243,9

385,8

 

 

112,7

742,4

11

246,3

389,5

 

 

113,8

749,7

12

246,3

584,3

 

 

113,8

944,5

13

246,3

389,5

 

 

113,8

749,7

14

246,3

389,5

7307,6

 

113,8

8057,3

15

246,3

389,5

 

 

113,8

749,7

16

248,7

590,0

 

 

115,0

953,6

17

248,7

393,3

 

 

115,0

757,0

18

248,7

393,3

 

 

115,0

757,0

19

248,7

590,0

 

 

115,0

953,6

20

248,7

393,3

 

 

115,0

757,0

21

251,1

397,1

 

45217,5

116,1

45981,8

22

251,1

397,1

 

 

116,1

764,2

23

251,1

595,7

 

 

116,1

962,8

24

251,1

397,1

 

 

116,1

764,2

25

251,1

397,1

 

 

116,1

764,2

26

255,9

607,0

 

 

118,3

981,1

27

255,9

404,7

 

 

118,3

778,8

28

255,9

404,7

7591,4

 

118,3

8370,2

29

255,9

404,7

 

 

118,3

778,8

30

255,9

607,0

 

 

118,3

981,1

31

259,4

410,3

 

 

119,9

789,7

32

259,4

410,3

 

 

119,9

789,7

33

259,4

615,5

 

 

119,9

994,9

34

259,4

410,3

 

 

119,9

789,7

35

259,4

410,3

7697,8

 

119,9

8487,6

36

263,0

416,0

 

 

121,6

800,6

37

263,0

416,0

 

 

121,6

800,6

38

263,0

624,0

 

 

121,6

1008,6

39

263,0

416,0

 

 

121,6

800,6

40

263,0

416,0

 

 

121,6

800,6

Итого

10037,1

17861,4

29833,6

45217,5

4639,6

107589,2

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТЕПЛОВОЗОВ

Эксплуатационные расходы по статьям затрат определяются следующим образом.

Годовые эксплуатационные расходы на топливо:

Ет = (1 + ω) ∙ Цт ∙ Вгод , (1)

Вгод = Ггр∙ Lуч ∙Вт/10000/1000, (2)

где Цт - стоимость 1 т дизельного топлива, руб.;

ω - коэффициент учета затрат обратного направления;

Вт - норма расхода топлива на 10000 т-км брутто;

Ггр - грузопоток в груженом направлении, млн. т.;

Lуч - длина участка, км.

Годовые эксплуатационные расходы на экипировку:

Еэк = (1 + ω) ∙ еэк ∙ Вгод , (3)

где еэк - расходная ставка на экипировку на 1т израсходованного дизельного топлива, руб.

Годовые эксплуатационные расходы на смазку:

Есм = (1 + ω) ∙ (Вгод ∙ вм ∙ едм + есм åNSлин), (4)

åNSлин = 1,05∙Lуч ∙ Nгр / Q, (5)

где вм - относительный суммарный расход масла дизеля, % от расхода топлива, не более;

едм - стоимость 1 т масла дизельного, руб.;

есм - расходная ставка на смазку механической части локомотива, коп./лок-км;

åNSлин - локомотиво-километры линейного пробега;

1,05 - коэффициент, учитывающий локомотиво-километры одиночного следования;

Lуч - длина участка, км.

Годовые эксплуатационные расходы на заработную плату локомотивных бригад:

Eбр = емh ∙Mh, (6)

где емh - расходная ставка на 1 бригадо-час тепловозных бригад, руб./бригадо-ч;

Mh - бригадо-часы тепловозных бригад за год (принимаются равными 380,64 ·103 для 2ТЭ116 и 272,14 ·103 для 2ТЭ25), тыс. бригадо-ч.

Годовые эксплуатационные расходы на техническое обслуживание и ремонт переносятся из табл. 4 и табл. 5 для тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25 соответственно.

Годовые расходы на плату за выбросы вредных веществ в атмосферу:

Ев = (1 + ω) · ев · Вгод, (7)

где ев - норматив платы за выбросы вредных веществ в атмосферу, руб./ т д.т.

Годовые расходы на песок:

Еп = Цп · Sгод , (8)

где Цп - стоимость 1 т сухого песка, руб.;

Sгод - годовой расход песка (принять равным 9470,5 для тепловоза 2ТЭ116 и 7368,4 для тепловоза 2ТЭ25), т.

Годовые расходы на ремонт бандажей:

Ебанд = (Собт· nср + Срем + Сбанд·2) · m / Тiср, (9)

где Собт - стоимость одной обточки бандажей колесной пары без выкатки, руб./ ось;

nср - среднее количество обточек бандажей до перетяжки, ед.;

Срем - стоимость смены бандажей колесной пары без выпрессовки оси, руб./ ось;

Сбанд - стоимость бандажа колесной пары, руб./ банд.;

m - количество осей (принимается равным 12);

Тiср - средний срок службы бандажа.

Таким образом годовые эксплуатационные расходы определены на весь парк локомотивов (за исключением расходов на ремонт и обслуживание тепловозов и расходов на ремонт бандажей, которые рассчитаны на 1 тепловоз). Для того чтобы определить стоимость жизненного цикла тепловоза 2ТЭ116 или 2ТЭ25, необходимо годовые эксплуатационные расходы разделить на парк локомотивов (принимается равным 53).

Стоимость жизненного цикла тепловоза с учетом дисконтирования за первый год определяется:

СЖЦ1тепл = (Итого затрат без учета дисконтирования - Инвестиции на приобретение тепловоза) * Коэффициент дисконтирования + Инвестиции на приобретение тепловоза (10)

Дисконтирование выполняется путём умножения будущих денежных потоков на коэффициент дисконтирования kd:

где i - процентная ставка (принимается равной 0,1),

n - номер периода (года).

Результаты расчета стоимости жизненного цикла тепловоза 2ТЭ116 и 2ТЭ25 приведены в табл. 6 и табл. 7 соответственно. 

Сравнение стоимости жизненного цикла тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ25 приведено на рис. 1. 

Рис.1. Стоимость жизненного цикла тепловозов

З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!