Организация научно-исследовательской работы студентов по специальности Экономика и управление на предприятии, ГГАУ
« Назад МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Организация научно-исследовательской работы студентов по специальности Экономика и управление на предприятииспециализация 1-25 01 07 15 «Экономика и управление на предприятии агропромышленного комплекса» Методические рекомендации
Гродно 2011 Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент В.А. Карпов, кандидат экономических наук, доцент Л.В. Корватовская. В методических рекомендациях описан порядок организации научно-исследовательской работы студентов, требования к содержанию и правила оформления научных работ. Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ» (Протокол № 1 от «30» сентября 2011 г). © УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2011 © А.И. Ганчар, И.И. Дегтяревич, С.С. Захорошко, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время общественная жизнь характеризуется глубоким проникновением науки во все сферы материального производства. Поэтому студенты вуза должны владеть новейшими знаниями в области науки и техники, уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, научной организации труда и управления сельскохозяйственным производством. Научно-исследовательская работа позволяет выработать у студентов качества исследователя и подготовить их к написанию курсовых работ и дипломной работы. Проводимые научные исследования готовят студентов к самостоятельной практической и научной деятельности в одной из отраслей народного хозяйства или сфер общественной деятельности. Поэтому выполнение и защита научно-исследовательской работы имеет очень важное значение в формировании будущего специалиста и этому всегда придавалось и придается большое общественное значение. Научно-исследовательская работа имеет своей целью следующее: - систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; - развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования и экспериментирования при решении проблем и вопросов, которые разрабатываются в дипломной работе; - определение степени подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства. Научно-исследовательская работа должна быть наполнена глубоким содержанием, и соответствовать определенным требованиям. Она выполняется студентами самостоятельно на основе собранных материалов и изучения специальной литературы по избранной теме. При выполнении научно-исследовательской работы студент должен руководствоваться следующими требованиями: 1) проявить способность и навыки правильного применения теоретических положений научных дисциплин в постановке и решении конкретных производственных задач; 2) уметь использовать современные методы экономического исследования, грамотно выполнять экономические расчеты, показать умение применять достижения науки и техники, обосновывать целесообразность их внедрения; 3) уметь четко и логично формулировать свои мысли и предложения. Научно-исследовательская работа выполняется под руководством преподавателя одной из специальных кафедр. Здесь завершается процесс обучения студента в высшем учебном заведении и происходит переход молодого человека из одного качественного состояния в другое: он приходит на кафедру студентом, а выходит молодым специалистом.
1. ВЫБОР ТЕМЫ И ПОРЯДОК ЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗА СТУДЕНТОМТематика научно-исследовательской работы должна отражать специфические задачи той или иной кафедры. В то же время она должна отвечать установленным общим требованиям, то есть обеспечивать выполнение задач курсового и дипломного проектирования, а также формировать у студента качества экономиста-исследователя. В соответствии с этим темы научно-исследовательской работы должны: 1) быть актуальными и соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологии; 2) отвечать по своему содержанию задачам научно-исследовательской работы, то есть обеспечивать закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности; 3) способствовать применению знаний, полученных студентом при изучении соответствующих дисциплин, для решения конкретных экономических и производственных задач; 4) вырабатывать у студента способность к самостоятельной работе в условиях современного сельскохозяйственного производства. При выборе темы научному руководителю следует учитывать курс и уровень подготовки студента, какие дисциплины он прошел, на какие темы писал курсовые работы по учебным дисциплинам. Выполнение научно-исследовательских работ строится на фактических материалах и статистических данных. В зависимости от того, на какой кафедре выполняется эта работа, объектом исследования служит конкретное сельскохозяйственное предприятие, фермерское хозяйство, предприятие перерабатывающей промышленности или отрасль в целом. Так, в дипломных работах по организации производства, нормированию, маркетингу объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие или объединение; по вопросам менеджмента, оптимизации экономических систем – как отдельное предприятие, так и отрасль в целом; по экономике сельского хозяйства – как правило, совокупность хозяйств и районов. Темы научно-исследовательских работ заранее определяются специальными кафедрами факультета. Их общий перечень ежегодно должен обновляться и вывешиваться на соответствующих стендах каждой кафедры. Примерный перечень тем дан в приложении А. Студенту предоставляется право выбора темы научно-исследовательской работы. Он может также предложить для научно-исследовательской работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Руководитель предприятия (организации), в котором проходил практику или работает студент, может обратиться в университет с письменной просьбой разрешить студенту научно-исследовательскую разработку по кругу вопросов, интересующих данное предприятие (организацию). После выбора темы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить написание научно-исследовательской работы и назначить руководителя (приложение Б). Закрепление темы за студентом производится распоряжением по кафедре, после соответствующего заседания кафедры. Этим же распоряжением утверждается и руководитель научно-исследовательской работы. Им может быть профессор, доцент, опытный старший преподаватель или ассистент. В случае необходимости кафедре предоставляется право по отдельным разделам темы приглашать консультантов: сотрудников данного факультета или специалистов других предприятий и учреждений. Темы НИР студентов 2 курса и 1 курса (НИСПО) утверждаются в начале второго полугодия. Научно-исследовательская работа представляет собой длительный процесс, в котором можно выделить следующие четыре этапа: 1. распределение студентов по кафедрам на II курсе и на I курсе НИСПО; 2. придание практике учебно-методической направленности с закреплением за студентом определенной темы научного исследования, которая должна стать темой будущей дипломной работы; 3. разработка темы НИРС как включенной в учебный процесс, так и вне его в студенческих научных кружках (седьмой и восьмой семестры); 4. сбор дополнительного материала по индивидуальной программе исследования.
2. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТОМ научно-исследовательской работыПосле выбора и закрепления темы, руководитель научно-исследовательской работы выдает студенту задание по соответствующей форме, утвержденной распоряжением заведующего кафедрой. Оно содержит следующие сведения (приложение В): 1) фамилию, имя и отчество студента; 2) наименование темы НИР; 3) срок сдачи законченной НИР; 4) исходные данные к НИР; 5) краткое содержание НИР или перечень подлежащих разработке вопросов; 6) перечень табличного материала; 7) фамилии консультантов по НИР с указанием относящихся к ним разделов работы; 8) дату выдачи задания. В задании на разработку НИР, указываются следующие реквизиты: подпись заведующего кафедры, с указанием даты; подпись руководителя НИР; дата приема задания к исполнению и подпись студента. После выдачи задания руководитель НИР: - оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период НИР; - рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме исследования; - проводит беседы со студентом и дает ему консультации по мере надобности; - проверяет выполнение работы (по частям или в целом). НИР выполняется студентом на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, специальных журналов, нормативной литературы и т.п.) и проведения собственных научных исследований. В ней должна быть разработана основная тема в соответствии с программой, одобренной кафедрой, в том числе отдельные современные и перспективные теоретические и практические вопросы (в соответствии с полученным заданием). За принятые в НИР решения и правильность всех данных отвечает студент – автор НИР. На законченную работу может быть представлен отзыв предприятия (организации, учреждения), на материалах и по заявке которого она выполнялась. Законченная НИР подписывается студентом, подшивается в папку и представляется в лаборантскую кафедры для регистрации. Затем она передаётся на проверку научному руководителю. После просмотра и одобрения ее руководитель подписывает отзыв (приложение Г) на отдельном листе формата А4. В отзыве руководителя НИР должны быть отражены актуальность темы, степень решения поставленной задачи, уровень самостоятельности и инициативы студента, его умение пользоваться специальной литературой и способность к научно-исследовательской работе, возможность использования полученных результатов на практике и присвоения дипломнику соответствующей квалификации (см. приложение Г). Научный руководитель на титульном листе делает запись о допуске к защите или направлении работы на доработку. Доработанный материал вставляется в конец первого варианта работы в ту же папку и снова передается научному руководителю на проверку. После получения допуска к защите от своего научного руководителя, студент знакомится с отзывом, готовит ответы на замечания и приходит на защиту непосредственно в день, указанный кафедрой, исходя из распоряжения декана о защите НИРС.
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НИРСПеречень дисциплин, изучаемых студентом на соответствующих курсах, а также последовательность НИРС дана ниже. Студенты с 4-х годичным обучением. 1 курс: экономическая теория, организация труда, сельскохозяйственные рынки, производственные технологии, микроэкономика, компьютерные информационные технологии– экзамен, основы энергосбережения, охрана труда – зачет; 2 курс: высшая математика, компьютерные информационные технологии, макроэкономика, менеджмент, международная экономика – экзамен, статистика, деньги кредит банки, основы управления интеллектуальной собственностью, бухгалтерский учет, менеджмент, методика экономических исследований – зачет; В четвертом семестре студент защищает свой первый отчет по нирс. Форма контроля – зачет. Затем следует ознакомительная практика (2 недели). 3 курс: национальная экономика Беларуси, основы права, финансы и финансовый рынок, бухгалтерский учет, экономика организации (предприятия), менеджмент, организация производства, маркетинг предприятий отрасли, кооперация в агропромышленном комплексе, организация предпринимательской деятельности – экзамен, эконометрика и экономико-математические методы и модели, анализ хозяйственной деятельности, внешнеэкономическая деятельность – зачет; По окончании пятого семестра студент защищает второй отчет по нирс. Форма контроля – зачет. В шестом семестре студент защищает третий отчет по нирс. Форма контроля – дифференцированный зачет. Затем следует организационно-экономическая практика (4 недели). 4 курс – экономика и управление инновациями, прогнозирование и планирование экономики, организация производства на предприятиях отрасли, организация переработки сельскохозяйственной продукции и агросервисного обслуживания, модельные программы предприятий агропромышленного комплекса – экзамен, нормирование и стимулирование труда – зачет. Затем следует преддипломная практика (8 недель). Общий принцип подготовки отчетов по НИРС, от первого, до третьего, – все более глубокая разработка выбранной темы, сбор и обработка дополнительного статистического и научного материала. Первый отчет по НИРС следует начать с исследования теории избранной научной проблемы. Второй, третий и последующие отчеты необходимо дополнить новыми разделами, главами, параграфами, анализом статистических данных, экономико-математическими методами, расчетами экономической эффективности, идущими в русле темы. Объем отчетов по НИРС. Первый должен быть не менее 10 страниц, включая титульный лист и список использованных источников. Второй и последующий, больше по объему предыдущего, в среднем на 5-10 страниц. Последний отчет должен содержать 25-30 страниц, не считая приложения. Студенты с 3-х годичным обучением (НИСПО). 1 курс: высшая математика, компьютерные информационные технологии, макроэкономика, микроэкономика, статистика – экзамен, маркетинг и ценообразование, механизация сельского хозяйства, экономическая теория, основы энергосбережения, организация труда, производственные технологии – зачет; Во втором семестре студент защищает свой первый отчет по нирс. Форма контроля – зачет. 2 курс: основы экологии и экономика природопользования, международная экономика, национальная экономика Беларуси, основы права, финансы и финансовый рынок, бухгалтерский учёт, экономика организации (предприятия), менеджмент, организация производства, менеджмент – экзамен, основы управления интеллектуальной собственностью, деньги кредит банки, методика экономических исследований – зачет; По окончании третьего семестра студент защищает второй отчет по нирс. Форма контроля – зачет. В четвертом семестре студент защищает третий отчет по нирс. Форма контроля – дифференцированный зачет. Затем следует организационно-экономическая практика (4 недели. 3 курс: экономика и управление инновациями, прогнозирование и планирование экономики, организация производства на предприятиях отрасли, организация переработки сельскохозяйственной продукции и агросервисного обслуживания, модельные программы предприятий агропромышленного комплекса – экзамен, нормирование и стимулирование труда, внешнеэкономическая деятельность, анализ хозяйственной деятельности, организация предпринимательской деятельности, эконометрика и экономико-математические методы и модели – зачет. Затем следует преддипломная практика (8 недель). Общий принцип подготовки отчетов по НИРС, от первого, до третьего, – более глубокая разработка выбранной научной темы. Первый отчет по НИРС следует посвятить исследованию теории проблемы и анализу статистических данных по Республике Беларусь и в мире. Второй углубить, дополнив новыми разделами, главами, параграфами. Третий отчет необходимо посвятить анализу статистических данных, с использованием экономико-математических методов, дополнить расчетами экономической эффективности, раскрывающими тему. Объем первого отчета по НИРС – 10 страниц, включая титульный лист и список источников, второго 15-20 страниц, третьего 25-30 страниц, не считая приложения. З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!
|