Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 2358 Контрольная работа по курсу Русский язык и культура речи

Контрольная работа по курсу Русский язык и культура речи

« Назад

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

При написании контрольной работы, которая является показателем освоения материала дисциплины студентом, теоретический материал рекомендуется излагать в сжатом и компактном виде, придерживаясь, как правило, традиционных лингвистических терминов. Теоретические сведения по русскому языку и культуре речи закрепляются упражнениями, последовательность которых обусловлена методическим  принципом перехода от простого к сложному.

Контрольная работа выполняется на пишущей машинке, компьютере на листах формата А-4 объемом 10 листов  или разборчиво от руки в отдельной тетради объемом 18 листов. Она состоит из ряда теоретических вопросов и практических заданий по принципиальным проблемам курса, которые имеют общий и частный характер.

ВНИМАНИЕ! Списывание контрольного задания у товарища не допускается в силу хотя бы двух причин. Во-первых, это безнравственно, поскольку списывание – хищение интеллектуальной собственности; во-вторых, подобное «упрощенное» отношение к контрольной работе не обеспечивает достижение целей изучения «Русского языка и культуры речи».

Задание контрольной работы включает написание 3 теоретических  вопросов и выполнение всех практических заданий.

Выполняя контрольную работу по курсу «Русский язык и культура речи», в ответах необходимо освещать полностью только конкретно поставленные вопросы. 

1. Сложное синтаксическое целое.

2.Служебные документы для внешнего пользования 

3.Модальные слова русского языка 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 

ЗАДАНИЕ 1. Найдите речевые ошибки и исправьте их.

Онегин и Печорин – две ветви старого пня. Семья Мармеладовых опустилась на дно и процветает там. Князь Андрей понимает, что нашел девушку, не успевшую еще втереться в общество. У Сергея отняли правую руку, а когда началась мигрень, то отняли и левую. Денис Давыдов – главный герой романа «Поднятая целина». Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 

ЗАДАНИЕ 2. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент – абонемент).
  2. Любой (проступок – поступок) заслуживает осуждения.

  3. Все вокруг привлекательно: и (близкие – ближние) и  (далекие - дальние) холмы.

  4. Один берег реки был луговой , а другой (глинистый – глиняный).

  5. Знаток во всем, он все же был (невежей – невеждой) в живописи. 

ЗАДАНИЕ 3. Объясните смысл образных выражений. Вспомните их источник.

Сизифов труд; мамаево побоище; бойтесь данайцев дары приносящих; шемякин суд; этакий Голиаф; настоящий Дон Жуан; петь дифирамбы; фигура, как у Аполлона; легкая, как Терпсихора. 

ЗАДАНИЕ 4. Образуйте множественное число существительных. Например: директор – директора.

Инспектор, инженер, шофер, бухгалтер, трактор, цех, дно, кочерга, договор, слесарь, катер, фельдшер, лектор. 

ЗАДАНИЕ 5. Нарисуйте линейную и ступенчатую схему предложений.

  1. Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.

  2. По голосу его, по тому, как он вдыхал запах речной воды, оглядывался по сторонам и засмеялся, когда пароход давал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок все дальше, пока не занесло в заокеанские леса, - по всему этому я понял, что Зуев не хочет торопиться только потому, что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных местах.

  3. Узнали наконец одну капитальную вещь, а именно: что князем овладела какая-то Степанида Андреевна, бог знает какая женщина, приехавшая с ним из Петербурга, пожилая и толстая, которая ходит в ситцевых платьях и с ключами в руках, что князь слушается ее во всем как ребенок и не смеет ступить шагу без ее позволения; что она даже моет его своими руками; балует его, носит и тешит как ребенка; что, наконец, она-то и отдаляет от него всех посетителей, и в особенности родственников, которые начали было понемногу заезжать в Духаново для разведок. 

ЗАДАНИЕ 6. Расставьте знаки препинания в тексте.

По внешности сестры до странного не были схожи между собой. Старшая Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой и гибкой фигурой нежным но холодным и гордым лицом прекрасными хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч какую можно видеть в старинным миниатюрах младшая Анна наоборот унаследовала монгольскую кровь отца татарского князя дед которого  крестился только в начале ХIХ столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана или Ланг-Темира как с гордостью по-татарски называл ее отец этого великого кровопийцу. 

ЗАДАНИЕ 7. Расставьте знаки препинания в тексте так, чтобы участников событий оказалось четверо.

На перроне проводить поезд собрались почти все служащие станции начальник станции добродушный полный блондин с большими казацкими усами его помощник рыжеватый молодой человек с острой бородкой станционный сторож Лука маленький юркий и хитрый а так же один из стрелочников Егоркин плотный широкобородый молчаливый мужчина. 

ЗАДАНИЕ 8. Определите, какие из следующих утверждений неверны.

  1. Двоеточие ставится между частями бессоюзного предложения с причинно-пояснительными отношениями.

  2. Двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения.

  3. Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.

  4. Двоеточие выделяет распространенное приложение с уточняющим значением.

  5. Двоеточие ставится перед рядом однородных членов предложения 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

  1. Руский язык и культура речи (под ред В.И. Максимова). – М.: Гардарики, 2000. – 413 с.

  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис – пресс, 1999. – 448 с.

  3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов - нефилологов. -  М.: Наука, 2000. – 256 с.

  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. – 208 с.

  5. Русецкий В.Ф. Культура речи. – Минск: Университет, 1999. – 239 с.

  6. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984, 384 с.

  7.  Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1986, 179 с.

  8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.,1990, 247 с.

  9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1998, 572 с.

  10. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. – Ростов н/Д., 1997, 446 с.

  11. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981, 320 с.

  12. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. – М.,1993, 172 с.

  13. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988, 320 с.

  14. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. – М., 1989, 208 с.

  15. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982, 320 с.

  16. Культура русской речи (под ред. Граудиной Л.К., Ширяевой Е.Н.). – М.,1998, 550 с.

  17. Купина Н.А., Матвеева Т.В. Культура русской речи. – Свердловск, 1991, 53 с.

  18. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974, 352 с.

  19. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.,1991, 127 с.

  20. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М.,1974, 144с.

  21. Скворцов Л.И. Основы культуры речи. – М., 1984. 312 с.

  22. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов н/Д., 1995, 448 с.

З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!