Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 2066 Требования к бакалаврской работе для специальности Авиа- и ракетостроение, НАУ

Требования к бакалаврской работе для специальности Авиа- и ракетостроение, НАУ

« Назад

Министерство образования и науки Украины

Национальный авиационный университет

  

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРА 

направлению подготовки

051101 «Авиа- и ракетостроение»

 (код и название направления подготовки)

 

ТРЕБОВАНИЯ К БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ) 

 

Киев–2015

СОДЕРЖАНИЕ 

Общие положения.....................

5

1.

Требования к написанию бакалаврской работы (проекту)......

7

2.

Требования к оформлению бакалаврской работы (проекту)...

14

3.

Защита бакалаврской работы (проекту).............

17

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эти требования к бакалаврской работе (проекту) за направлением 6.051101 «Авиа- и ракетостроения» как составной части ГСВОУ «Средства диагностики качества высшего образования специалиста» разработаны на основе Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 №2984-ІІІ, «Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях», утвержденного приказом Министерства образования Украины от 02.06.1993 №161, «Временного Положения об организации учебного процесса по кредитно-модульной системе» и «Временного Положения о рейтинговой системе оценивания», утвержденных приказом ректора университета от 15.06.2004 №122/од, «Положение о государственной аттестации выпускников Национального авиационного университета», утвержденного приказом ректора от 27.09.2006 №159/од, «Рекомендаций Министерства образования Украины о порядке создания, организации и работе государственной экзаменационной (квалификационной) комиссии» от 29.12.1993 №8.3-5/1259, Государственного стандарта Украины ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформление» и «Положение о дипломных работах (проекты) выпускников Национального авиационного университета», утвержденного приказом ректора от 03.11.2006 №178/од, какие определяют требования к структуре, содержанию, объему и порядку выполнения выпускниками Национального авиационного университета дипломных проектов (работ) и допуска их к защите в ДЕК.

Бакалавр – это образовательно квалификационный уровень специалиста, который на основе полного общего среднего образования получил углубленную общекультурную подготовку, фундаментальные и профессионально ориентированные умения и знание относительно обобщенного объекта труда и способный решать типичные профессиональные задания, предусмотренные для соответствующих должностей, в определенной отрасли народного хозяйства

Бакалаврская работа (проект) является итоговой квалификационной работой, которая дает возможность обнаружить уровень усвоения студентом теоретических знаний и практической подготовки, способность к самостоятельной работе за избранном направлением на первичных должностях в соответствии с обобщенным объектом деятельности. Бакалаврская работа (проект) является одним из видов индивидуальных работ студента, оригинальным, завершенным исследованием в отрасли знаний «Авиационная и ракетно-космическая техника» и содержит совокупность результатов, положений, которые предлагаются для публичной защиты.

Бакалаврская работа (проект) выполняется в соответствии с направлениями научных и прикладных исследований и должна засвидетельствовать: уровень профессиональной подготовки выпускника; умение применять добытые в высшем учебном заведении знания для решения определенных практических заданий; сознательное усвоение знаний и их систематизацию; наличие у студента навыков профессиональной работы; способность критически и креатор мыслить и умение аргументировать собственную точку зрения.

Руководителем бакалаврской работы (проекту) назначается преподаватель, который имеет научная степень доктора или кандидата наук или старший преподаватель, которой имеет не менее 3 годов педагогического труда, одного методического пособия и трех научных трудов.

Бакалаврская работа (проект) выполняется на основе знаний добытых при усвоении учебных дисциплин, анализа специальной отечественной и зарубежной литературы, базового опыта по избранной проблеме, а также результатам собственных вычислений реального объекта с целью решения определенных прикладных заданий в сфере будущей профессиональной деятельности.

Бакалаврская работа должна содержать результаты теоретических исследований, а бакалаврский проект – результаты прикладных разработок объекта и (или) предмета согласно заданию.

Цель выполнения бакалаврской работы (проекту) – определение уровня подготовленности студента к решению комплекса прикладных заданий в соответствии с обобщенным объектом деятельности на основе применения системы теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе всего периода учебы.

Выполнение бакалаврской работы (проекту) обеспечивает:

– систематизацию, закрепление, расширение и применение знаний студента во время выполнения конкретных прикладных заданий;

– развитие навыков самостоятельной работы;

– овладение методикой постановления, решения и анализа прикладных проблем.

Бакалаврская работа (проект) должна быть написана научным стилем, логично и аргументированно.

Основные этапы выполнения бакалаврской работы (проекту):

– обоснование, выбор и утверждение темы;

– составление и утверждение задания на бакалаврскую работу (проект);

– синтез или разработка математических и (или) физических моделей;

– проведение расчетов;

– прорабатывание и изложение результатов расчетов в графическому виду;

– оформление объяснительной записку бакалаврской работы (проекту);

– предыдущая защита бакалаврской работы (проекту) на випусковій кафедре и получения допуска ее к защите в государственной экзаменационной комиссии (ДЕК);

– внутреннее рецензирование бакалаврской работы (проекту);

– защита бакалаврской работы (проекту) на заседании ДЕК. 

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТУ) 

Выбор темы бакалаврской работы (проекту).

Тема должна отображать основную идею, задание, положения, которые необходимо развязать. Критерием выбора темы работы является ее актуальность для ракетно-космической технике в период рыночных отношений между предприятиями.

Темы бакалаврской работы (проекту) формируются в соответствии со специальностью и направлениями научно-исследовательской тематики випускової кафедры, современных достижений науки в предметной области сферы профессиональной деятельности.

В названии темы отмечается объект АКТ и предмет, за которыми выполняется работа. Название темы должно быть четким, лаконичным и содержать однозначное толкование.

Темы бакалаврской работы (проекту), научный руководитель и консультанты (в случае необходимости) утверждается приказом ректора ВНЗ. 

Содержание, структура и объем бакалаврской работы (проекту).

Оформление бакалаврской работы (проекту) должно быть соответственно Приказу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины вот 29 марта 2012 года № 384.

Дипломный проект (ДП) бакалавра состоит из объяснительной записки, обязательного графического материала (чертежей), выполненного в соответствии с требованиями ДСТУ, дополнительным иллюстративным материалом, выполненных на бумажных и электронных носителях.

Дипломная работа (ДР) бакалавра состоит из объяснительной записки и иллюстративного материала (диаграмм, графиков и тому подобное), выполненного на бумажных и электронных носителях.

Структура и содержание ДП (ДР), соотношения его разделов определяются выбранной темой и конкретной потребностью разработки ее специальных вопросов.

Как правило, дипломный проект выполняется на уровне эскизного проектирования с элементами рабочего проектирования отдельных узлов и элементов планера или систем оборудования ЛА (изделию АКТ), их отдельных узлов или агрегатов, которые разрабатываются преимущественно в специальной части дипломного проекта.

Объяснительная записка ДП (ДР) должна содержать 50 - 60 страниц рукописного текста формата А4, за исключением дополнений.

Общий объем графической части должен находиться в пределах 3 - 5 писем чертежей (диаграмм, графиков и тому подобное) формата А3 с обязательным представлением электронной версии чертежей в соответствующем графическом редакторе (AUTOCAD, «Компас» и проч.).

Оформление объяснительной записки ДП (ДР) осуществляется в соответствии с Государственным стандартом Украины ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» и других нормативных документов [1].

Объяснительная записка ДП (ДР) должна быть сброшюрованная и иметь твердый переплет. В объяснительной записке необходимо неуклонно придерживаться установленного порядка представления текстового материала, таблиц, формул, иллюстраций и тому подобное.

Объяснительная записка ДП (ДР) должна содержать:

- титульнаа страница;

- задание на выполнение проекта (работы);

- реферат;

- содержание;

- перечень условных обозначений, сокращений, сроков;

- вступление;

- основную часть;

- специальную часть (для ДП);

- раздел из охраны труда;

- раздел из охраны окружающей среды;

- выводы;

- список использованных источников;

- дополнения (за необходимостью).

Может быть заказным следующее распределение общего объема объяснительной записки проекта (работы) по разделам (табл. 1).

Отдельно к объяснительной записке добавляются отзыв руководителя, рецензия и другие материалы.

Таблица 1

з/п

Наименование разделов
Количество
писем
(страниц)

1

Титульный страница единственного образца

1

2

Задание на дипломное проектирование

1-2

3

Реферат

1

4

Содержание

1

5

Перечень условных обозначений, сокращений, сроков

1

5

Вступление

2-3

6

Основная часть

25-30

7

Специальная часть

15-20

8

Охрана праціХ

5-7

9

Охрана окружающего середовищаХ

5-7

10

Выводы

1

11

Список использованной литературы

1

12

Список чертежей

1

 

Всего

60-80

Примечание: х Э эти специальные разделы ДП (ДР) бакалавра выполняются только, если тема проекта (работы) непосредственно связана с вопросами охраны труда или охраны окружающей среды.

Титульная страница должна иметь все реквизиты и подписи на бланке установленного образца (дополнение А): название министерства (Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины), университета (Национальный авиационный университет), образовательно квалификационный уровень выпускника («Бакалавр»), тема дипломного проекта (дипломной работы), фамилия и инициалы исполнителя – выпускника, руководителя ДП (ДР), консультантов из отдельных разделов и нормо контролера и их подписи, а также резолюцию заведующего випускової кафедры относительно допуска ДП (ДР) к защите в ДЕК. 

Задание на выполнение дипломного проекта (дипломной работы).

Оформляется на отдельном бланке установленного образца и размещается после титульной страницы.

Задание складывается руководителем ДП (ДР) при участии выпускника перед началом преддипломной практики, уточняется за ее итогами, подписывается руководителем и выпускником и утверждается заведующим випускової кафедры.

Задание на выполнение ДП (ДР) выдается выпускнику образовательно квалификационного уровня «Бакалавр» в течение первого месяца после начала восьмого семестра (за дневной формой учебы) и девятого семестра (за заочной формой учебы).

В задании отмечаются:

- институт, факультет, випускова кафедра, образовательно квалификационный уровень выпускника и направление подготовки бакалавра;

- тема ДП (ДР) и приказ ректора, которым она утверждена;

- срок выполнения ДП (ДР), установленный приказом ректора;

- выходные даны к РП (ДР);

- содержание объяснительной записки (перечень всех ее разделов);

- перечень обязательного графического (иллюстративного) материала, количество и форма которых определяет випускова кафедра с учетом требований Положения о дипломных работах (проекты) выпускников Национального авиационного университета;

- календарный план-график выполнения РП (ДР);

- консультанты из отдельных разделов РП (ДР);

- дата выдачи задания.

Реферат объяснительной записки объемом не біше чем 500 слов выполняется на одной странице. Он заключает в себе:

- сведения об объеме объяснительной записки, количестве иллюстраций, таблиц, использованных литературных источников, дополнений;

- перечень ключевых слов (словосочетаний);

- основной текст.

Перечень основных слов (словосочетаний) содержит от 5 до 15 слов (словосочетаний), напечатанных большими буквами в именительном падеже через кому, должен раскрывать суть данной РП (ДР) и размещается перед основным текстом реферата.

Основной текст реферата должен отображать поданную в объяснительной записке информацию в такой последовательности:

- объект и предмет проектирования (исследование);

- цель ДП (ДР);

- методы исследования, использованные технические и программные средства;

- получено результаты и их новизну;

- основные параметры и характеристики объекта проектирования (исследование);

- рекомендации относительно использования полученных результатов и степень их внедрения в производство или в учебный процесс.

Содержание объяснительной записки содержит наименования все структурные части объяснительной записки, в частности вступления, разделов, подразделов, пунктов основной и специальной частей, выводов, списка использованных источников, дополнений с указанием номеров их начальных страниц. 

Перечень условных обозначений, сокращений, сроков представляется, если в объяснительной записке употреблена специфическая терминология, а также использованы малоизвестные сокращения, новые символы, обозначение и тому подобное. Такой перечень размещается перед вступлением и печатается двумя колонками, в которой слева наводятся сокращения, а справо – их расшифровка. Если отдельные специфические сроки (сокращение, символы, обозначения и тому подобное) повторяются в объяснительной записке менее трех раз, то в отмеченный перечень они не включаются, а их расшифровка наводится в тексте при первом упоминание.

Во вступлении обосновывается актуальность, научное и практическое значение выбранной темы, формируются цель и задание разработки. Формулируются основные результаты выполненного ДП (выполненной ДР), их научная новизна и практическая значимость. Предоставляются сведения об апробации результатов ДП (ДР) на научно-технических семинарах, конференциях; дается перечень публикаций дипломника.

Основная часть объяснительной записки ДП (ДР), как правило, состоит из нескольких разделов, которые включают:

- сжатый анализ современных тенденций и основных направлений у развития ЛА, систем оборудования самолетов и вертолетов, соответствующих теме дипломного проекта;

- начальные данные для проектирования;

- расчетно-конструкторскую часть разработки;

- технологические аспекты разработки.

На основании сжатого анализа современных тенденций и основных направлений у развития ЛА, их систем оборудования, соответствующих теме дипломного проекта (дипломной работы), определяются преимущества и недостатки имеющихся отечественных и зарубежных разработок, обобщается опыт их эксплуатации, проводится выбор прототипа или аналога проектируемой системы (изделию AКT).

Начальными данными для проектирования является:

а) тактико-технические требования (ТТТ) на самолет (тип и класс самолета, разрешимые задания, аэродромы базирования, возможность эксплуатации вне базовых аэродромов, категория посадки и тому подобное), аэродинамическая компоновка самолета, его геометрические данные, а также массовые, кинематические, эксплуатационные и другие характеристики самолета;

б) техническое задание (ТЗ) на проектируемую систему ЛА (изделие AКT), в котором обычно оговариваются:

- цель выполнения разработки и назначения системы;

- состав системы;

- тактико-технические требования к системе;

- технико-экономические требования;

- требования к видам обеспечения (метрологического, программного и др.);

- требования к контролепридатності системе (требования к системе встроенного контроля, ее связей с системой средств эксплуатационного контроля самолета, к глубине и достоверности контроля и так далее);

- требования к сырью, материалам и комплектующим изделиям межотраслевого приложения и тому подобное;

в) требования, обусловленные в нормах летной пригодности и других нормативных документах к системе (изделию AКT), которая разрабатывается;

г) общие требования к изделиям AКT.

К начальным данным для проведения разработки включаются также сведения о системах (или изделия АКТ), которые взаимодействуют с системой, которая разрабатывается в данном дипломном проекте, и их основные параметры и характеристики.

В данном разделе объяснительной записки обязательно должны быть указаны тип и класс самолета, для которого разрабатывается проектируемая система, его основные геометрические, массовые и другие характеристики, а также основные параметры и характеристики проектируемой системы (изделию АКТ), которые должны быть обеспеченные в результате разработки. Эти сведения берутся из задания, которое выдается на дипломное проектирование, а также могут быть использованы имеющиеся ведомости о системе-прототип или аналоге проекта, который разрабатывается.

Расчетно-конструкторская часть, которая посвящена расчету основных параметров и характеристик системы, агрегатов, узлов или других ее элементов и их конструктивному оформлению, является основной частью проекта (работы) в проекте и может состоять из нескольких разделов.

Разработка материалов этой части выполняется, как правило, на уровне технического проектирования, а в отдельных случаях может выполняться и на уровне опытного образца.

Текстовые материалы этой части проекта должны быть тесно связанные с графическими материалами проекта.

Расчетно-конструкторская часть начинается с обоснования и проработки вариантов принципиальной и конструктивной схемы объекта проектирования, которое предусматривает сравнительный анализ преимуществ и недостатков разных схемных и конструктивных решений проектируемой системы (изделию АКТ). Целью такой проработки является обоснование выбранной принципиальной схемы системы и ее конструктивной реализации, дается описание работы и особенностей конструктивного выполнения проектируемой системы. Завершается этот раздел разработкой монтажной схемы системы (изделию АКТ) с привязкой ее к конструкции планера самолета, а также проработкой технологических вопросов ее сборника и монтажа.

Обязательным является раздел, что включает анализ відмовобезпеки проектируемой системы с подтверждением выполнения требований норм летной пригодности относительно обеспечению безопасности полетов в случае возникновения отказов в системе. На основании такого анализа обосновываются принципы резервирования, а также необходима глубина и полнота резервирования элементов системы, которая разрабатывается. Анализ відмовобезпеки дополняется расчетом характеристик надежности системы с подтверждением их соответствия требованиям нормативных документов и ТЗ на проектируемую систему (изделие AКT). Необходимые даны для такого расчета берутся по результатам обобщения опыта эксплуатации системы-прототипа или используются характеристики надежности аналогичных элементов и агрегатов, которые эксплуатируются на других самолетах.

После определения принципиальной схемы проектируемой системы и ее конструктивной реализации проводится расчет ее основных параметров и исходных характеристик (массовых, геометрических, кинематических и тому подобное). Проводится определение (или оценка) эксплуатационных нагрузок, которые действуют на элементы проектируемой системы в полете (в том числе и во время возникновения отказных ситуаций), на основании которого рассчитываются статические и динамические характеристики ее исполнительных органов, проводятся расчеты на прочность наиболее нагруженных элементов системы. Проводятся также необходимые (в зависимости от типа проектируемой системы) термодинамические, гидравлические, аэродинамические и другие расчеты, за результатами которых определяются конструктивные параметры элементов, узлов и агрегатов системы, которая разрабатывается (изделию AКT).

Если в результате проведенных расчетов оказываются определенные несоответствия расчетных данных параметрам, обусловленным в ТЗ на проектируемую систему, проводится необходимая коррекция ее конструктивных параметров или даже схемного решения (например, введение в систему управления рулевой поверхностью самолета специального демпфера флаттерных колебаний при недостаточном собственном демпфировании в проектируемой системе управления).

В отдельный раздел объяснительной объяснения могут быть вынесены вопрос разработки системы эксплуатационного контроля проектируемой системы, которая обеспечивает контроль технического состояния объекта проектирования в полете и во время технического обслуживания, выявления и индикацию отказов. В этом же разделе освещают вопрос метрологического обеспечения разработки.

К технологическим аспектам разработки относятся вопросы, связанные с выбором материалов для изготовления отдельных элементов и узлов проектируемой системы, с проработкой особенностей технологии их изготовления, сборника и монтажа на самолете, а также вопрос настройки, регуляции и испытаний системы или ее отдельных подсистем.

В объяснительной записке должны быть также отражены особенности летной и технической эксплуатации системы (подсистемы, агрегата), которая разрабатывается. Ее эксплуатационные свойства должны отвечать стратегии эксплуатации, принятой для проектируемого самолета.

Специальная часть проекта (работы) посвящается углубленной разработке отдельной подсистемы (или агрегату с существенной функциональной значимостью), указанной в начальном задании на дипломное проектирование. Здесь же обосновывается принципиальная схема данной подсистемы и проводится ее конструктивная проработка, определяются эксплуатационные нагрузки, которые действуют на объект проектирования, уточняются условия его функционирования в системе самолета, определяются его основные параметры и характеристики, которые должны быть связанные с соответствующими параметрами проектируемой системы, проводятся необходимые расчеты на прочность, а также термодинамические, гидравлические, аэродинамические, кинематические и другие расчеты, необходимые для определения конструктивных параметров элементов и узлов, которые входят в состав проектируемой подсистемы (агрегату). В этом же разделе проводится разработка соответствующей конструкторской и технологической документации, необходимой для изготовления опытного образца проектируемой подсистемы или агрегата.

В выводах предоставляются сжато сформулированы основные результаты РП (ДП) и их внедрение в производство или в учебных процесс. Предоставляются рекомендации относительно последующего использования полученных результатов.

Список использованных источников формируется в порядке ссылки на них в тести объяснительной записки или в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий.

Библиографическое описание использованных источников складывается в соответствии с действующими стандартами из библиографического и издательского дела.

Графическая часть ДП (ДР) должна быть связанная с его объяснительной запиской. Заказной перечень писем графической части дипломного проекта приведено у табл. 2. 

Таблица 2

з/п

Наименование
Количество
писем
(формату А3)

1

Принципиальная, структурная или компоновочная схема проектируемой системы (изделию AКT)

1

2

Сборочные чертежи отдельных агрегатов и узлов проектируемой системы (изделию АКТ), узлов их крепления к планеру самолета

1

3

Графика, диаграммы и другие иллюстративные материалы, которые отображают результаты кинематических, термодинамических, гидравлических, аэродинамических и других расчетов, выполненных во время разработки основной части ДП (ДР)

1

4

Графические материалы, которые отображают разработку специальной части проекта (работы)

1-2

 

Всего

4-5

  

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТУ) 

Оформление бакалаврской работы (проекту) должно отвечать общим требованиям согласно государственному стандарту ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформление».

Требования к оформлению объяснительной записки

Объяснительная записка печатается в одном экземпляре на одной стороне листов белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

Основной текст печатается шрифтом Times New Roman размером 14 пт с полуторным междустрочным интервалом. Таблице и иллюстрации позволяется печатать на листах формата А3 (297х410 мм).

В соответствии с требованиями стандарта 2.104-68, 2.106-98 ЕСКД каждый раздел объяснительной записки дипломного проекта должен начинаться с нового листу и иметь рамку с полями: левое – 20 мм, верхнее, нижнее, правое – по 5 мм и штамп. Все следующие листы раздела также должны иметь рамку с приведенными выше полями без штампа, в правом нижнем кутье которой выделяется квадрат размером 10х10 мм для написания номера страницы.

Каждую структурную часть работы начинают с новой страницы. Заглавия структурных частей РЕФЕРАТ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ и тому подобное печатаются большими буквами симметрично к тексту.

Заглавия подразделов печатаются маленькими буквами (кроме первой большой) из абзацного отступления (5 знаков). Точку в конце заглавия не ставят. Если заглавие состоит из двух или больше предложений, их разделяют точкой.

Заглавия пунктов печатаются маленькими буквами. Перенесение слов и их подчеркивание в заглавии не допускается.

Заглавия разделов, подразделов, таблиц, отдельные слова и предложения в тексте могут выделяться полужирным шрифтом по единственному правилу.

Расстояние между заглавием и следующим или предыдущим текстом должно быть не менее двух строк.

Числа с размерностью необходимо писать цифрами, а без размерности – словами, например: «Высота – 600 м».

Нумерация

Нумерацию страниц, разделов, подразделов, дополнений, рисунків, таблиц подают арабскими цифрами без знака №.

Первой страницей является титульный лист, который входит в общую нумерацию страниц. На титульном листе, листах задания и листе содержания номер страницы не относится. Нумерация страниц проставляется, начиная с «Вступления» .

Такие структурные части объяснительной записки, как реферат, содержание, перечень условных обозначений, вступление, выводы, списка использованных источников не имеют порядкового номера, то есть не позволяется печатать: «1. ВСТУПЛЕНИЕ» или «6. ВЫВОДЫ».

Номер раздела ставят после слова «РАЗДЕЛ», без точки и из новой строки печатают заглавие раздела большими буквами.

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, между которыми ставят точку. В конце номера подраздела ставится точка. Например: «2.3.» (третий подраздел второго раздела), за которой в той же строке отмечают заглавие подраздела. Заглавия подразделов печатают маленькими буквами (кроме первой большой) из абзацного отступления. В конце заглавия точки не ставят.

Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров раздела, подраздела, пункта, между которыми ставят точку.

Иллюстрации (фотографии, чертежи, схемы, графика, карты) и таблице необходимо подавать в объяснительной записке непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, которые размещены на отдельных страницах объяснительной записки, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры какой больше формата А4, учитывают как одну страницу.

Иллюстрации помечают словом «Черт.» и нумеруют последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, поданных в дополнениях. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и ее порядкового номера, между которыми ставится точка. Например: Рис. 1.2 (второй рисунок первого раздела).

Таблицы нумеруют последовательно в пределах раздела. В правом верхнем кутье над соответствующим заглавием таблицы размещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставит точка, например: «Таблица 1.2» (первый раздел, вторая таблица).

Формулы в объяснительный записке (если их больше одной) нумеруют в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, между которыми ставят точку. Номера формул пишут около правого поля листа на уровне соответствующей формулы в круглых дужках, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).

Иллюстрации

Основными видами иллюстративного материала в объяснительной записке является: чертеж, технические рисунки, схемы, фотографии, диаграммы, графика. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.

Названия иллюстраций размещают после их номеров.

Таблицы

Каждая таблица должна иметь название которую размещают над таблицей и печатают симметрично к тексту. Назову и слово «Таблица» начинают с большой буквы. Название не подчеркивают. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте.

Формулы

Формулы размещают на отдельных строках. Нумерация формул относится с правой стороны. Объяснение значений символов и числовых коэффициентов нужно подавать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента нужно подавать из новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Если уравнение в формуле не вмещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножение (х) и деление (:).

Общие правила цитирования и ссылки на использованные источники

Во время работы с разными источниками научный этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст в дипломном проекте, поскольку наименьшее сокращение может обезобразить содержание, изложенное автором. Ссылки в тексте на источники наводят в квадратных дужках с указанием источника и страницы. Первая цифра в квадратных дужках отвечает номеру источника в списке использованных источников, вторая — номеру страницы (например [10, с. 45]).

Оформление списка использованных источников

В список использованных источников включаются публикации отечественных и зарубежных авторов, на которых есть ссылка в работе. Все источники указываются языком издания. Во время составления списка использованных источников необходимо придерживаться национального стандарта ДСТУ ГОСТ 7.1:2006 «Система стандартов из информации, библиотечного и издательского дела. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составление».

Источники можно размещать одним из таких способов: в порядке появления ссылок в тексте (наиболее удобный для пользования и заказной при написании объяснительной записки), в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, в хронологическом порядке.

Дополнения оформляются как продолжение дипломного проекта на следующих страницах объяснительной записки. Их размещают в порядке появления ссылок в тексте. Каждое дополнение печатается из новой страницы. С правой стороны строки малыми буквами из первой большой печатают слово «Дополнение» (но без знака №) и большая буква, которая помечает дополнение. Например: «Дополнение А». Дополнения отражаются большими буквами украинской азбуки, за исключением Грамма, Есть, И, ї, И, О, Ч, Ь. Додаток должен иметь заглавие напечатанный в горе малыми буквами из первой большой симметрично относительно текста страницы. Если содержание додатка не вмещается на одну страницу, то на следующей странице в верхнем кутье отмечается «Продолжение дополнения...». 

Требования к оформлению графического материала

Графическая часть дипломного проекта (работы) включает:

– чертеж общего вида ЛА (изделию АО);

– структурные, функциональные, принципиальные и монтажные схемы систем оборудования ЛА;

– сборочные чертежи изделий и сборочных единиц, разработанные дипломником;

– рабочие чертежи отдельных деталей;

– графика, таблицы, которые иллюстрируют результаты расчетов или экспериментальных исследований и тому подобное.

Все графические матеріли должны выполняться с применением графических редакторов: AUTOCAD, Компас 3Д 5.Х, Solid Works, интегрированной CAD/CAM/CAE/PLM CATIA V5 или др. с соблюдением требований стандартов ЕСКД. Отдельные узлы и детали рекомендуется представлять из использования 3D моделирования.

Перечень графического материала определяет руководитель дипломного проекта (работы); общий объем должен быть в пределах 8 – 10 писем формата А1 или А3, розпечатаний      с помощью плотера или принтера. (Если графический материал выполняется на письмах формата А3, то он подшивается к объяснительной записке). За необходимостью допускается использование других форматов за ЕСКД. Масштабы чертежей должны удовлетворять нормам ЕСКД. Принципиальные схемы жидкостно-газовых систем и их агрегатов необходимо выполнять без масштабов с использованием условных обозначений агрегатов за ГОСТ 2.780-96, ГОСТ 2.78196-, ГОСТ 2.78296, ГОСТ 2.78496.

3. Защита бакалаврской работы (проекту) 

До защиты бакалаврской работы (проекту) допускаются студенты, которые успешно и в полной мере выполнили учебный план.

Дипломная работа (проект) подается руководителю для проверки в сроки, определенные в задании.

Руководитель предоставляет отзыв о бакалаврской работе (проект), в котором определяются: актуальность исследования; эффективность использованной методологии; уровень применения добытых в процессе учебы теоретических знаний и подготовки к выполнению научных исследований; умение самостоятельно решать научные и практические задачи; умение логично, последовательно, аргументированно выкладывать материал и делать выводы; перспективность предложенных рекомендаций и степень обоснованность выводов; недостатки работы (при наличии).

Бакалаврская работа (проект) обязательно должна иметь отзыв (рецензию) внешнего рецензента. Рецензентами могут быть: специалисты-практики, научные работники, преподавателе ВНЗ и тому подобное.

Во время рецензирования дипломной работы (проекту) рекомендуется определять:

– новизну постановки и разрабатывания задачи;

– использование научных методов исследования;

– обоснованность выводов и предложений;

– участие студента в проведенных исследованиях, теоретической и аналитической обработке полученных результатов, формулировке выводов за их анализом;

– умение студента четко, грамотно и аргументированно выкладывать материал, правильно оформлять его;

– недостатки относительно смысловой части работы, оформления.

Рецензия предоставляется в письменном виде и должна содержать общий вывод относительно рекомендаций к защите (заказной или не заказной) в государственной экзаменационной комиссии.

Предыдущую защиту бакалаврской работы (проекту) студент проходит на кафедре, которая выпускает студента. По итогам предыдущей защиты студент допускается или не допускается к защите бакалаврской работы (проекту) в ДЕК.

Защита бакалаврской работы (проекту) происходит публично на заседании государственной экзаменационной комиссии, состав которой утверждается в установленном порядке. Студент готовит для выступления доклад и иллюстративный материал к ней. Доклад обычно выполняется в виде презентации основных положений бакалаврской работы (проекту) с использованием компьютерных технологий. Во время публичной защиты студент докладывает и демонстрирует основные положения результатов исследования, отвечает на вопрос членов государственной экзаменационной комиссии и других присутствующих специалистов на защите.

За результатами публичной защиты бакалаврской работы (проекту) на закрытом заседании ДЕК большинством голосов принимает решение относительно оценки защиты и работы (учитывая предыдущую оценку защиты работы на заседании выпускающей кафедры, отзыв руководителя, внешнего рецензента, содержание доклада, ответа на вопрос).

Бакалаврская работа (проект), в котором раскрыта тема, прореферовані необходимы литературные источники, проанализированы соответствующие информационные и статистические базы данных, проведено исследование, сформулированы выводы без необходимого их обоснования, допускается к защите, но не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно».

Бакалаврская работа (проект), в котором сделано собственное оценивание использованных литературных источников, самостоятельно проанализирован подобранный материал, проведены комплексные исследования, сделаны выводы и сформулированы предложения, но они не достаточно аргументированными, может быть оценен на «хорошо».

Бакалаврская работа (проект), в котором сделано собственное оценивание разных литературных источников, использованы современные методы исследования, проведены комплексные исследования, расчеты и на их основе – аргументированно выводы и обоснованы предложения, а результаты исследования имеют практическое значение и заказные к внедрению, может быть оценена на «отлично».

Результаты защиты бакалаврских работ (проектов) оцениваются с использованием Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС) (за шкалой «А», «В», «С», «D», «Е», «FХ», «F»); национальной системы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); собственной системы ВНЗ (например, по 100-бальной шкале); комплексной системы оценивания.

За результатами публичной защиты бакалаврской работы (проекту) на закрытом заседании ДЕК большинством голосов принимает решение относительно оценки защиты и работы (учитывая отзыв руководителя, внешнего рецензента, содержание доклада, ответа на вопрос), и присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

З повагою ІЦ "KURSOVIKS"!