Роздрукувати сторінку
Главная \ Методичні вказівки \ Методичні вказівки \ 1033 Руководство пользователя Business Studio Версия 3.6, Business Studio 3.6 Глава 14. Совместная работа

Руководство пользователя Business Studio Версия 3.6, Business Studio 3.6 Глава 14. Совместная работа

« Назад

ГЛАВА 14. Совместная работа

Business Studio обеспечивает коллективную работу по моделированию бизнес-процессов в любой среде. Независимо от того, работают ли пользователи в одной сети с использованием единого хранилища информации, или пользуются локальными базами данных, Business Studio обеспечивает их эффективное взаимодействие.

Функционал системы поддерживает совместную работу над моделями и справочниками системы, обеспечивая следующие возможности:

  • Распределение работы между специалистами.

  • Возможность «забирать» модели или их части из основной информационной базы и «возвращать» их обратно.

  • Контроль целостности и непротиворечивости данных на всех этапах работы.

  • Ограничение прав пользователей на доступ к объектам системы.

1.1. Сетевой режим работы

Система Business Studio поддерживает два режима совместной работы: сетевой и распределенный.

Сетевой режим совместной работы удобен для команды специалистов, работающих территориально в одном месте. База данных при этом размещается на выделенном сервере или на компьютере одного из пользователей. Пользователи для работы с моделями подключаются к единому хранилищу моделей бизнес-процессов.

При сетевом режиме работы система обеспечивает:

  • Контроль над целостностью информации. В один момент времени только один пользователь может осуществлять редактирование диаграммы или справочника, остальные пользователи могут только просматривать эти данные.

  • Распределение работ между сотрудниками. Система поддерживает механизм назначения работ пользователям. Можно выделить часть модели и сделать пометку на редактирование выделенной части определенным сотрудником. В таком случае, остальным сотрудникам эти данные будут доступны только для просмотра.

  • Разграничение прав доступа сотрудников к информации. Права доступа можно определить как на доступ к информации (Доступ, Изменение, Создание, Удаление), так и на конкретные действия пользователей (Экспорт/Импорт в файл, Создание отчетов).

1.2. Распределенный режим работы

Business Studio позволяет обеспечить эффективное взаимодействие пользователей при совместной работе и тогда, когда нет выделенного сервера для централизованного хранения информации или пользователи не находятся в пределах одной сети. В этом случае у каждого пользователя на компьютере должна быть установлена персональная лицензия Business Studio.

Для обмена информацией между пользователями Business Studio поддерживает экспорт и импорт информации из файлов. Элементами экспорта/импорта может выступать:

  • Один процесс. Переносится один процесс со своей диаграммой. Можно управлять связями между подпроцессами, удалять подпроцессы, создавать новые подпроцессы и редактировать их атрибуты. Изменения атрибутов «старых» процессов при переносе информации назад в основную информационную базу не будут учтены.

  • Процесс и все нижележащие процессы. Возможно любое редактирование выгруженной «ветки» модели.

  • Фильтр по Группе или Управлению. Выгружаются все процессы и справочники, относящиеся к выбранной Группе или Элементу Управления.

Вся информационная база. Если какая-либо модель или ее часть выгружается в файл для правки и последующего возврата в исходную базу, то для контроля и защиты информации в исходной базе можно установить пометку на редактирование заданным пользователем. При этом процессы с пометкой на редактирование у других пользователей будут открываться только для чтения.

При импорте измененных процессов и справочников обратно в исходную базу система проверяет, менял ли эти объекты кто-нибудь еще. Если такие изменения обнаружены, система предлагает отказаться от импорта или перезаписать существующий объект (с созданием копии или без). Перед принятием решения можно сравнить параметры импортируемого и исходного объектов, а также их диаграммы.

1.3. Пометка данных на редактирование

Пометка данных на редактирование – это сервисная возможность Business Studio, позволяющая предоставлять полный доступ к данным одному сотруднику, в то время как остальным сотрудникам эти данные будут доступны только для просмотра.

Пометка на редактирование может быть включена для любых элементов системы (Процессов, Субъектов, Объектов деятельности, элементов Управления, Групп).

Чтобы пометить на редактирование элемент или группу элементов, откройте дерево в окне «Навигатор» и установите курсор на элемент. В контекстном меню элемента в пункте «Совместная работа» выберите опцию «Пометить на редактирование…». На экране будет открыто окно «Пометка на редактирование» (Рис. 14.3.1).

В поле «Пометить от имени пользователя» по умолчанию показывается имя пользователя, загрузившего программу. Это имя можно изменить, выбрав в выпадающем списке того пользователя, который будет работать с данным элементом или группой элементов.

Опция «Для всех нижележащих объектов» включается в том случае, когда необходимо пометить на редактирование всю ветку дерева, начиная с указанного элемента.

Нажмите кнопку «OK» в окне «Пометка на редактирование». Помеченные элементы будут выделены в дереве серым цветом. Если установить курсор в дереве на помеченный элемент, то в строке состояния окна Business Studio будет показано, кто и когда пометил элемент на редактирование (Рис. 14.3.2).

При обращении к элементу, помеченному на редактирование, выдается сообщение о том, кто из пользователей и когда пометил элемент.

Чтобы снять пометку на редактирование, установите курсор на помеченный элемент и выберите в контекстном меню элемента в пункте «Совместная работа» опцию «Снять пометку…». Будет открыто окно диалога «Снять пометку?» (Рис. 14.3.2). Опция «Для всех нижележащих объектов» включается в том случае, когда необходимо снять пометку для всей ветки дерева, начиная с указанного элемента.

1.4. Экспорт и импорт данных

Для экспорта и импорта данных используются пункты меню «Файл»: «Экспорт в файл…» и «Импорт из файла…». Поддерживается экспорт и импорт из файлов формат XML и XPDL (одноименные подпункты пунктов меню «Экспорт в файл…» и «Импорт из файла…»). Кроме того, для элементов справочника «Процессы» действует функция «Экспорт процесса в файл», запускаемая из контекстного меню элемента, при этом также можно выбрать формат экспорта данных: XML или XPDL (подпункты «XML» и «XPDL» пункта меню «Экспорт процесса в файл…»).

Внимание: При экспорте элемента системы связанные с ним элементы не экспортируются. Исключение составляет экспорт отчетов из справочника «Отчеты объектов» по гиперссылке «Экспортировать отчет» (см. п. 14.4.4 «Экспорт отчетов»).

1.4.1. Экспорт всех элементов системы

Экспорт всех элементов системы может использоваться, например, для формирования новой базы данных на основе существующей.

Для экспорта всех элементов системы нужно открыть окно Навигатора без фильтрации. (Фильтр выключен, если кнопка  на панели окна Навигатора отжата.) Далее в меню «Файл» вызывается функция «Экспорт в файл…–> XML».

В окне «Экспортировать в файл» (Рис. 14.4.1) в поле «Имя файла» вводится произвольное имя файла, например: «Новая база» или «Test». С помощью кнопки справа от поля открывается стандартное окно Windows для выбора пути файла.

Опция «Ставить пометку «Забрано на редактирование» от имени пользователя» включается в том случае, когда необходимо поставить пометку на редактирование для всех экспортируемых элементов.

Внимание: Для экспорта всей базы целиком рекомендуется использовать резервное копирование и восстановление.

1.4.2. Экспорт группы элементов системы

Можно экспортировать данные, принадлежащие одной Группе или элементу Управления. Для этого нужно включить в Навигаторе фильтр по элементу Группа/Управление и затем вызвать функцию «Экспорт в файл…–> XML» (меню «Файл»), либо открыть окно свойств Группы или элемента Управления и щелкнуть мышкой по гиперссылке «Экспортировать по составу».

Экспортируются только те объекты, которые были включены в группу. Если экспортируемые объекты содержат ссылки на другие объекты системы, то при последующем импорте информации в другую базу возможно два случая:

1) Если другие объекты не содержатся в базе, в которую происходит импорт, то ссылки на них будут потеряны. Система выдаст предупреждение, содержащее перечень объектов, которые не найдены в базе. На основе этого перечня можно включить в экспортируемую информацию недостающие объекты и повторить экспорт/импорт.

2) Если другие объекты содержатся в другой базе, то ссылки на них будут восстановлены.

1.4.3. Экспорт процессов

Процессы могут экспортироваться в файлы XML и XPDL.

Для экспорта процесса в файл XML установите на него курсор в Навигаторе и выберите пункт «Экспорт процесса в файл… –> XML» в контекстном меню элемента.

В окне «Экспортировать в файл» (Рис. 14.4.2) опция «Экспортировать все нижележащие объекты» включается в том случае, когда требуется экспортировать все нижележащие процессы данной ветки дерева, начиная с указанного процесса. Если опция выключена, то экспортируется только выделенный в дереве Процесс.

Опция «Ставить пометку «Забрано на редактирование» от имени пользователя» включается в том случае, когда необходимо поставить пометку на редактирование для всех экспортируемых Процессов и связанных элементов.

Для экспорта процесса в файл XPDL необходимо выделить процесс в Навигаторе и выбрать пункт «Экспорт процесса в файл… –> XPDL» в контекстном меню элемента.

На экран будет выведено окно «Выбор процессов для экспорта». По умолчанию выбран только тот процесс, от которого была вызвана команда контекстного меню. После нажатия кнопки «ОК» на экран выводится стандартная форма сохранения Windows, в которой следует ввести имя файла экспорта и каталог, в который он будет сохранен.

Параметры, играющие важную роль при экспорте в файлы XPDL, находятся в Настройках пользователя (пункт Главного меню «Сервис –> Настройки пользователя», структура Настройки импорта/экспорта в XPDL).

Ниже приведен перечень таких параметров:

  • Количество объектов стрелки, преобразуемых при экспорте - целочисленный параметр, отвечающий за то, какое количество объектов каждой стрелки будет экспортироваться. По умолчанию значение этого параметра – 0.

  • Преобразовывать при экспорте внешние ссылки в свернутые пулы – логический параметр, отвечающий за то, будет ли в файл экспортироваться информация о внешних ссылках, присутствующих на диаграммах. Если значение параметра – Да, внешние ссылки будут преобразованы в свернутые пулы в экспортированном файле. По умолчанию значение параметра – Нет.

  • Преобразовывать при экспорте междиаграммные ссылки в свернутые пулы - логический параметр, отвечающий за то, будет ли в файл экспортироваться информация о междиаграммных ссылках, присутствующих на диаграммах. Если значение параметра – Да, междиаграммные ссылки будут преобразованы в свернутые пулы в экспортированном файле. По умолчанию значение параметра – Нет.

  • Преобразовывать при экспорте интерфейсы процесса в свернутые пулы - логический параметр, отвечающий за то, будет ли в файл экспортироваться информация об интерфейсах процессов, присутствующих на диаграммах. Если значение параметра – Да, интерфейсы процессов будут преобразованы в свернутые пулы в экспортированном файле. По умолчанию значение параметра – Нет.

1.4.4. Экспорт отчетов

Для экспорта отчетов необходимо выделить отчеты в справочнике «Отчеты объектов» и нажать на гиперссылку «Экспортировать отчет», расположенную на верхней панели этого справочника. Вместе с отчетом экспортируются и используемые в нем фильтры.

Если же отчет экспортируется в составе группы (см. п. 14.4.2 «Экспорт группы элементов системы»), то фильтры, используемые в отчете, автоматически в состав пакета экспорта не попадут.

1.4.5. Импорт данных из файлов XML

Импорт данных из файлов XML осуществляется с помощью функции «Импорт из файла… –> XML» в меню «Файл» (Главное меню программы).

В окне «Импортировать из файла» (Рис. 14.4.3) в поле «Имя файла» вводится имя файла для импорта данных. С помощью кнопки справа от поля открывается стандартное окно Windows для выбора файла.

Опция «Импортировать только измененные объекты». Когда включена эта опция, в базу записываются только те объекты, которые были изменены во время распределенной работы. Это позволяет ускорить процесс импорта и сохранить изменения объектов, которые изменялись в основной базе, но не менялись в базе для распределенной работы.

Опция «Снимать пометку "Забрано на редактирование"» позволяет автоматически снять пометку на редактирование для всех импортируемых элементов.

Если при импорте в базе не нашелся какой-либо объект, на который есть ссылка из импортируемых данных, то может появиться окно (например, импортируем Процессы, а Субъектов не включили в файл экспорта).

Вы можете отказаться от импорта, включить субъектов в файл экспорта и повторить импорт. А можете продолжить импорт, при этом список «Субъекты» у процессов будет незаполненными.

Общие правила импорта

При импорте данные объединяются с существующими. Например, при импорте отдела со всеми подчиненными единицами, новая структура отдела объединится со старой. Лишние элементы необходимо удалить вручную, после проведения анализа, используются ли они в модели, с помощью функции «Поиск ссылок на объект», подробнее см. п. 16.3 «Поиск ссылок на объект».

При импорте Процессов новая структура (перечень подпроцессов) процесса заменяет существующую. Граничные и внутренние стрелки диаграмм объединяются. Неактуальные стрелки на диаграммах бизнес-процессов необходимо удалить вручную.

Пример. Импорт данных

Из основной базы данных в дополнительную были экспортированы элементы, составляющие ветку дерева в Навигаторе. В дополнительной базе были изменены только конечные элементы данной ветки, а все группы остались без изменений. В то же время в основной базе данных могли быть изменены элементы-группы. В этом случае, если включить опцию «Импортировать только измененные объекты», то изменения элементов, сделанные в дополнительной базе, дополнят изменения в основной базе. Если опцию выключить, то изменения элементов-групп, сделанные в основной базе, будут потеряны, поверх них будут записаны элементы-группы из дополнительной базы.

Если в промежуток времени между экспортом данных и импортом этих же данных назад, в основной базе они были изменены, то пользователю будет предложено разрешить возникший конфликт.

На экран будет выдано окно «Конфликт версий» (Рис. 14.4.5), в котором предусмотрен ряд кнопок для управления процессом импорта:

  • «Перезаписать» – импортируемый элемент заменяет существующий;

  • «Пропустить» – оставляет существующий элемент без изменений и переходит к импорту следующего элемента;

  • «Отменить импорт»  прекращает процесс импорта данных.

Если включить опцию «Применить для всех конфликтов», то действие кнопок «Перезаписать» и «Пропустить» будет применено ко всему списку обнаруженных конфликтов.

Окно «Конфликт версий» выдается для каждого конфликтного случая. Щелчок по гиперссылке Просмотреть изменения открывает окно «Различия» (Рис. 14.4.6), в котором показывается список измененных параметров элемента, их значения, содержащиеся в базе данных, и значения, содержащиеся в файле импорта. Ориентируясь на эти сведения, пользователь принимает решение, что делать в данном случае.

Если в списке различий присутствует диаграмма процесса, то с помощью гиперссылки Просмотреть изменения можно открыть окно «Сравнение диаграмм» (Рис. 14.4.7).

1.4.6. Импорт данных из файлов XPDL

Импорт данных из файлов XPDL осуществляется с помощью функции «Импорт из файла… –> XPDL» в меню «Файл» (Главное меню программы).

В окне «Импортировать из файлов» (Рис. 14.4.8) нажатием кнопки «Добавить» открывается стандартное окно Windows для выбора файла. Поддерживается выбор нескольких файлов.

При нажатии кнопки «Удалить» происходит удаление выделенных строк из перечня файлов импорта.

В блоке «Опции создания процессов» задаются 2 параметра:

  • Группа. По нажатию кнопки «…» в правой части данного поля открывается окно выбора группы (объект класса «Процессы»), в которую будут импортированы процессы из файла импорта. По умолчанию имеет значение «Процессы».

  • Нотация. Параметр типа «Перечисление», значение показывает, в какую нотацию (IDEF0, Процесс, Процедура или EPC) будут выгружены все процессы из файла импорта. Перечень доступных нотаций зависит от значения параметра «Группа».

Нажатие кнопки «Дополнительно» разворачивает область дополнительных параметров импорта – блок «Дополнительные опции» (Рис. 14.4.9).

Параметры из блока «Дополнительные опции»:

  • Повернуть диаграмму после импорта. Если опция включена, можно выбрать тип поворота установкой соответствующего флажка: По часовой стрелке или Против часовой стрелки. Диаграмма поворачивается относительно центра на 90 градусов.

  • Преобразовывать свернутые пулы во внешние ссылки. Опция актуальна для диаграмм с внешними ссылками. При включенной опции все свернутые пулы (определенны структуры файла XPDL) будут преобразованы во внешние ссылки. При выключенной – будут пропущены (в импортированных диаграммах внешние ссылки будут отсутствовать).

  • Создать исполнителей на диаграмме. Опция актуальна только для диаграмм нотации EPC. При включенной опции справа от функций на диаграммах будут добавлены субъекты-исполнители, соединенные с функцией типом связи «выполняет».

Блок «Дополнительные опции» сворачивается повторным нажатием на кнопку «Дополнительно».

При импорте проверяется наличие в базе данных процессов, объектов деятельности и субъектов по условию совпадения значений поля «guid». Если процесс с таким же значением поля «guid», как у импортируемого процесса, существует в базе данных и находится в том же месте иерархии процессов, которое указано в окне «Импортировать из файлов», то он целиком обновляется. Если процесс находится в другом месте, он не обновляется, а импорт процесса из файла производится в то место иерархии процессов, которое указано в поле «Группа» окна импорта. При этом пользователю выдается сообщение о том, что этот процесс уже существует в базе данных, но находится в другом месте иерархии, и поэтому будет создан новый процесс.

Если субъекты и объекты деятельности с теми значениями поля «guid», что и у загружающихся, имеются в базе данных – то используются имеющиеся. Если нет – создаются новые элементы соответствующих типов в папках XPDL от корневых элементов классов «Субъекты», «Объекты деятельности\ТМЦ» и т.д.

1.5. Обмен данными с другими системами

В Business Studio есть возможность обмена данными с другими программами. Настройка правил обмена осуществляется с помощью справочников Импорта (в интерфейсе администратора системы пункт меню «Администрирование –> Импорт/Экспорт –> Справочники импорта»). В справочнике «Пакет импорта» можно создавать и редактировать объекты – собственно Пакеты импорта, которые описывают правила импорта/экспорта данных (Рис. 14.5.1).

Пакеты импорта предназначены для настройки правил обмена Business Studio с другими программами, которые имеют возможность обмена с помощью файлов MS Excel.

Также возможен импорт и экспорт самих Пакетов импорта с использованием встроенного пакета импорта ИмпортИмпорта.

Кроме того, задача автоматического обмена данными с другими приложениями может быть осуществлена с использованием технологии OLE. Описание обеспечения возможности работы с приложением Business Studio через OLE дано в Руководстве технического специалиста, Главе 3 «Работа с Business Studio через OLE».

1.5.1. Вид файла импорта

Файл импорта MS Excel содержит несколько листов. Каждый лист файла – это отдельная таблица, обычно характеризующая справочник системы. Таким образом, в одном файле MS Excel можно загружать сразу несколько таблиц. Первая строка таблицы – перечень наименований полей. Затем идут собственно значения этих полей, количество записей равно количеству загружаемых объектов.

Таблица 14.5.1 Файл импорта MS Excel

Лист 1

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Комментарий

Иванов

Иван

Иванович

29.09.1969

Кандидат …

Петров

Петр

Петрович

04.05.1978

 

Лист 2

Фамилия

Имя

Отчество

Тип контакта

Контакт

Иванов

Иван

Иванович

Этаж/Кабинет

3 этаж, комната 122

Иванов

Иван

Иванович

Домашний телефон

444333

Петров

Петр

Петрович

Этаж/Кабинет

3 этаж, комната 122

Петров

Петр

Петрович

Сотовый телефон

4 434 434 342 234

Петров

Петр

Петрович

Электронная почта

petr@mail.ru

Например, первый лист файла – это таблица физических лиц, в которой указаны поля Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Комментарий (данные справочника Физические лица). Второй лист файла – это таблица контактов физических лиц, в которой указаны поля Тип контакта, Контакт (собственно данные справочника Контакты ФизЛиц) и поля Фамилия, Имя, Отчество (для определения физического лица, к которому относится данный контакт), см. Таблица 14.5.1.

1.5.2. Виды данных

Импортируемые классы бывают 3–х видов: Линейные справочники, Иерархические справочники, Списки объектов.

Линейные справочники

Линейным справочником является обычный справочник-таблица, например «Физические лица». При импорте линейного справочника обязательным является задание ключа.

Ключ – это совокупность параметров класса, позволяющих однозначно идентифицировать запись. В Business Studio ключом любого справочника является GUID (глобальный уникальный идентификатор). Но задание таких ключей во внешних программах не всегда удобно, тогда ключом может выступать набор параметров. Например, для класса Физические лица ключевыми параметрами могут быть Фамилия, Имя, Отчество. Если по указанному ключу будет обнаружено несколько объектов, в процессе импорта будет выдана ошибка. В таком случае, необходимо расширить набор ключевых параметров.

Иерархические справочники

Иерархический справочник – это справочник с древовидной структурой, например «Объекты деятельности». При импорте иерархического справочника обязательным является задание двух ключей – ключа собственно объекта, и ключа родителя.

Ключ родителя – это ключ, позволяющий однозначно идентифицировать родителя объекта. Если по указанному ключу родителя будет обнаружено несколько объектов–родителей или не обнаружено ни одного, в процессе импорта будет выдана ошибка. Поэтому в таблице импорта строки объектов-родителей должны идти раньше строк объектов-потомков.

Списки объектов

Списки объектов – это списки, принадлежащие определенному объекту (в системе значения хранятся в классах Элементов списков). При импорте списка объектов обязательным является задание двух ключей – ключа собственно объекта и ключа владельца.

Ключ владельца – это ключ, позволяющий однозначно идентифицировать объект–владелец строки списка. Если по указанному ключу владельца будет обнаружено несколько объектов-владельцев или не обнаружено ни одного, в процессе импорта будет выдана ошибка. Поэтому этап импорта справочника-владельца должен идти раньше, чем этап импорта элементов списков.

1.5.3. Принципы задания соответствий параметров

На примере данных, которые содержит Таблица 14.5.1, рассмотрим принципы задания соответствий параметров.

Сначала необходимо импортировать физических лиц, то есть первым этапом будет импорт строк из листа «Лист 1» в справочник БизнесМодель.Физлица. Пусть в данном файле импорта по колонкам Фамилия, Имя, Отчество можно однозначно определить импортируемый объект. Тогда ключевыми параметрами объекта Физлица будут поля Фамилия, Имя, Отчество. Каждое из этих полей можно представить в виде конечной строки. Параметры Дата рождения, Комментарий – не будут являться в данном случае ключевыми. Каждое из этих полей также можно представить в виде конечной строки (Рис. 14.5.2).

В случае, если уникальность по названию не соблюдается, и ключ получается слишком сложный, можно использовать одно поле в качестве ключевого. Например, это может быть созданный для этих целей пользовательский параметр, или параметр «guid».

Внимание! Параметр «guid» формируется системой автоматически при создании нового объекта. Можно использовать его в качестве ключевого только в том случае, если импорт элементов происходит «с нуля», то есть не нужно обновлять существующие элементы в базе.

Внимание! Параметр «guid» должен быть уникальным для всех Объектов системы.

Внимание! Длина строкового параметра «guid» ограничена 40 символами.

Для ознакомления со структурой данных Business Studio предназначена Объектная модель (см. п. 12.1).

Внимание: Импортировать можно только в хранимые параметры классов.

На Рис. 14.5.2 представлена схема импорта физических лиц на основе рассматриваемого примера.

В процессе импорта (Рис. 14.5.3) по ключевым параметрам Фамилия, Имя, Отчество в справочнике БизнесМодель.Физлица ищется объект. В случае если такой объект существует, произойдет обновление неключевых параметров Дата рождения, Комментарий. В случае если по ключевым параметрам объект не найден – будет создан новый объект.

Далее необходимо импортировать список контактов физических лиц. То есть вторым этапом будет импорт строк листа «Лист 2» в класс элементов списков БизнесМодель.КонтактыФизЛиц из листа «Лист 2» файла импорта. Владельцем списка БизнесМодель.КонтактыФизЛиц является справочник БизнесМодель.Физлица. Ключ объекта справочника БизнесМодель.Физлица – набор простых параметров Фамилия, Имя, Отчество. Таким образом, на данном этапе задается ключ Владельца импортируемого объекта.

Однозначно определить контакт в файле импорта позволяет набор колонок Фамилия, Имя, Отчество, Тип контакта. Одним из ключевых параметров контакта является объектное поле Владелец, но его нельзя представить в виде конечной строки. Ключом поля Владелец является набор параметров Фамилия, Имя, Отчество, каждый из которых можно представить в виде конечной строки. Другим ключевым параметром контакта является объектное поле ТипКонтакта, которое также нельзя представить в виде конечной строки. Однозначным идентификатором объекта ТипКонтакта является поле Название, его можно представить в виде конечной строки.

Таким образом ключом импортируемого объекта будет являться набор двух сложных параметров Владелец\{Фамилия}{Имя}{Отчество} и ТипКонтакта\Название.

То есть любому сколь угодно сложному объектному параметру можно поставить в соответствие набор текстовых полей, указав «путь» до каждого. Дополнительные параметры у сложного параметра всегда являются ключевыми полями (позволяющими однозначно его идентифицировать). Также дополнительным параметром может являться объектный параметр, в свою очередь содержащий набор полей (опять же, ключевых).

Параметр Контакт – не будет являться в данном случае ключевым. Поле Контакт можно представить в виде конечной строки.

На Рис. 14.5.4 представлена схема импорта контактов физических лиц на основе рассматриваемого примера.

В процессе импорта из листа «Лист 2» в элементы списков БизнесМодель.КонтактыФизЛиц по ключевым параметрам Фамилия, Имя, Отчество в справочнике БизнесМодель.Физлица ищется владелец объекта импорта. В случае если владелец не найден – будет выдана ошибка и объект импортирован не будет. Обязательно соблюдение порядка этапов импорта. Для списков сначала импортируются справочники, являющиеся их владельцами. В случае если владелец найден, будет произведен поиск объекта справочника БизнесМодель.КонтактыФизЛиц по ключевым параметрам. Далее импорт идет аналогично импорту справочников. То есть, если объект по ключевым параметрам найден – будет произведено обновление неключевых параметров (Контакт в данном случае). Если объект не найден, будет создан новый.

При импорте иерархических справочников, правила настройки ключа родителя аналогичны правилам настройки ключа владельца для элементов списков. Поэтому первым этапом должны импортироваться объекты-родители, потом объекты-потомки. В процессе импорта иерархического справочника ищется родитель объекта импорта. В случае если родитель не найден – будет выдана ошибка и объект импортирован не будет.

Пример создания пакета импорта с настройкой соответствий для сложных параметров описан в п. 17.5.

1.5.4. Пакеты импорта

Создание и редактирование пакетов импорта осуществляется из справочника «Пакеты импорта».

Справочник пакетов импорта можно открыть в режиме администрирования (см. Глава 16), из меню «Администрирование –> Импорт/Экспорт –> Справочники импорта», выбрать справочник «Пакет импорта».

Гиперссылки Выполнить экспорт и Выполнить импорт служат соответственно для экспорта и импорта данных по выбранному пакету импорта.

Свойства пакета импорта описываются в окне «Редактирование объекта из: Объекты импорта» (Рис. 14.5.5).

В поле «Пакет импорта» вводится произвольное название пакета импорта.

Внимание: Название пакета импорта должно быть уникальным.

Кнопка «Импорт/Экспорт» открывает окно «Выполнение импорта» (см. п. 14.5.10).

1.5.5. Выбор файла для генерации пакета импорта

При создании пакета выдается диалоговое окно с предложением «Выбрать файл для генерации пакета импорта».

При согласии открывается диалоговое окно для выбора файла MS Excel. Далее будут автоматически заполнены Этапы импорта по названиям листов выбранного файла; будет предложено выбрать классы приемники для каждого этапа; также будет заполнены списки колонок листа по первым строкам листов. В дальнейшем для ввода этапа импорта, названия колонки можно будет использовать заполненные списки.

При отказе откроется пустое окно редактирования пакета импорта. В этом случае добавление этапов импорта и заполнение полей колонок возможно только вручную.

Внимание: При создании собственного пакета импорта рекомендуется выбирать файл для генерации.

1.5.6. Этапы импорта

Этапы импорта разделяют импорт параметров по классам и устанавливают порядок импорта (Рис. 14.5.6).

– порядок выполнения этапа импорта.

Внимание: Порядок выполнения этапов важен: в первую очередь необходимо загружать справочники, потом ссылающиеся на них списки и справочники.

Имя листа MS Excel – название листа в файле MS Excel.

Внимание: Имена листа чувствительны к регистру. Например, имена «Физлица» и «физлица» не являются идентичными.

Имя класса приемника – класс, в который будут импортироваться объекты на данном этапе.

Добавление нового этапа происходит из контекстного меню. При этом откроется окно выбора источника (список листов, которые содержались в файле генерации, если он был выбран при создании пакета), затем окно выбора класса приемника. Поле заполняется автоматически, при необходимости его можно изменить.

1.5.7. Описание этапа импорта

Описание этапов импорта служит для настройки соответствий параметров импорта. В зависимости от вида класса приемника описание этапов импорта содержит несколько закладок.

Закладка «Ключ» обязательная для заполнения, показывается для всех видов справочников (Рис. 14.5.7). На ней задаются ключевые параметры класса.

Закладка «Параметры» отображается для всех видов справочников, не является обязательной для заполнения. На ней задаются дополнительные (неключевые) параметры класса.

Закладка «Ключ владельца» появляется только для элементов списков, является обязательной для заполнения. На ней задаются ключевые параметры класса-владельца списка. Например, для списка БизнесМодель.КонтактыФизЛиц классом владельцем является класс БизнесМодель.ФизическиеЛица. Владельца класса можно узнать из объектной модели, выбрав в контекстном меню Элементов списков пункт «Перейти к владельцу».

Закладка «Ключ родителя» появляется только для иерархических справочников (Рис. 14.5.8). На ней задается имя колонки с признаком группы, и задаются ключевые параметры объекта–родителя для объекта импорта. Если ключ родителя не будет задан, то родителем для всех импортируемых объектов будет считаться корневой объект.

На закладке «Ключ родителя» поле Имя колонки Excel с признаком группы – это заголовок колонки, в котором будет признак группы, т.е. является ли импортируемый объект папкой или же конечным объектом, не имеющим потомков. Возможные варианты заполнения полей колонки признака группы для импорта объекта см. п. 17.3.

Если Имя колонки с признаком группы не будет задано, то все объекты будут импортироваться как группы.

1.5.8. Настройка соответствий между столбцами файла и параметрами класса

Параметр класса – параметр класса импорта. Выбирается по кнопке  или вводится вручную с клавиатуры (Рис. 14.5.9).

Внимание: При вводе с клавиатуры, необходимо учитывать, что используется системное название параметра.

Пример ввода объектного параметра:

«НазваниеОбъектногоПараметра/НазваниеПараметра».

Колонка листа MS Excel – заголовок колонки листа. Выбирается по кнопке  или вводится вручную с клавиатуры. Выбор колонок листа из списка возможен только в случае, когда при создании пакета импорта был выбран файл генерации.

Внимание: При вводе с клавиатуры необходимо учитывать, что название чувствительное к регистру.

Пример ввода названия колонки для параметра:

«ЗаголовокКолонки».

Добавление, редактирование и удаление параметров происходит из контекстного меню.

Таблица 14.5.2 Контекстное меню параметров описания этапа импорта

Название пункта

Описание

Добавить параметр

Открывает окно выбора параметра. Если при загрузке был выбран файл для генерации, затем откроется окно выбора колонки листа. Добавляет новую строку в список параметров.

Добавить сложный параметр

Открывает окно выбора параметра, затем редактор колонки импорта, добавляет новую строку в список. Описание задания соответствий см. п. 14.5.3 «Принципы задания соответствий параметров».

Свойства

Открывает окно «Редактор колонки импорта».

Удалить параметр

Удаляет выделенную строку из списка параметров.

1.5.9. Редактирование колонки импорта

Колонка импорта – часть механизма настройки соответствий между параметром класса и колонкой листа MS Excel. В случае простого параметра колонка импорта напрямую связывает Параметр класса с Колонкой листа импорта (Рис. 14.5.2). В случае сложного параметра в колонке импорта указывается объектный параметр класса для настройки соответствий для параметров класса, которому он принадлежит (Рис. 14.5.4).

С помощью редактора колонки импорта производится настройка дополнительных параметров для сложного параметра. Открывается выбором пункта «Свойства» в контекстном меню строки списка параметров импорта (Рис. 14.5.10).

В поле Название указан уникальный идентификатор колонки импорта.

Путь до корневого параметра указан:

  • для ключевых параметров в поле Ключ;

  • для неключевых параметров в поле Параметр;

  • для ключей родителей в поле Ключ родителя;

  • для ключей владельцев в поле Ключ владельца.

Чтобы добавить новый параметр, нужно установить курсор в ячейке «Параметр класса» и нажать кнопку  для выбора параметра из списка параметров класса, либо ввести с клавиатуры системное название параметра. Затем установить курсор в колонку листа и нажать кнопку  для выбора колонки из списка колонок, либо ввести название колонки вручную с учетом регистра.

Кнопка «Редактировать колонку» открывает окно «Редактор колонки импорта» для выделенного параметра. Таким образом, можно создавать сложные параметры любой степени вложенности.

1.5.10. Выполнение импорта

Чтобы выполнить импорт или экспорт из режима администрирования (см. Глава 16), нужно выбрать пункт меню «Администрирование –> Импорт/Экспорт –> Импорт» или соответственно «Администрирование –> Импорт/Экспорт –> Экспорт». При этом откроется сначала окно выбора пакета импорта, затем – диалоговое окно выбора файла для импорта или соответственно экспорта. Откроется окно «Выполнение импорта».

Параметр Пакет импорта – пакет, по которому будет производиться импорт или экспорт.

Поля списка этапов импорта:

  • – определяет очередность выполнения этапа импорта;

  • Объект импорта – уникальное название этапа импорта;

  • Выбран – устанавливает активность этапа импорта;

  • Имя листа MS Excel – название листа файла, из которого происходит импорт на данном этапе;

  • Имя класса приемника – системное наименование класса, в который происходит импорт на данном этапе;

  • Ошибки критические – текст критических ошибок, возникавших в процессе прохождения этапа импорта;

  • Состояние этапа – результат прохождения этапа импорта: не выполнялся, тест не прошел, тест прошел с ошибками, успешно.

Кнопка «Включить всё» включает активность всех этапов импорта. Такая операция доступна, если активность хотя бы одного из этапов отключена. Если активность всех этапов включена, название кнопки меняется на «Выключить всё» и ее нажатие отключает активность всех этапов импорта.

Импорт файла

Файл импорта выбирается на закладке «Импорт» (Рис. 14.5.12) в графе Имя файла по кнопке  или вводом с клавиатуры.

Опция Проверка уникальности при первом запуске – включает проверку существования объекта при загрузке файла импорта по ключевым полям, это ускоряет загрузку больших массивов информации.

Внимание: Отключение опции Проверка уникальности при первом запуске нужно производить с большой осторожностью, только для пустых баз и при полной уверенности в отсутствии повторяющихся объектов по ключевым параметрам, иначе при импорте возможны ошибки.

Кнопка «Выполнить импорт» запускает процесс импорта. Если в процессе импорта возникнут ошибки – будет выдано окно «Ошибки критические».

Внимание: Рекомендуется производить резервное копирование базы данных перед выполнением импорта из файла.

Экспорт файла

Файл экспорта выбирается на закладке «Экспорт» (Рис. 14.5.13) в графе Имя файла по кнопке  или вводом с клавиатуры.

Кнопка «Выполнить экспорт» запускает процесс экспорта. Если в процессе экспорта возникнут ошибки – будет выдано окно «Ошибки критические».

В итоговой строке отображается состояние и результат процесса выполнения импорта или экспорта.

З повагою ІЦ “KURSOVIKS”!