Методические рекомендации к лабораторной работе №4 с курса Экономическая кибернетика, Использование MS Excel для обработки результатов психолого-педагогического исследования
« Назад
Цель: научиться использовать MS-Excel для оформления опросников и обработки результатов опроса.
Выполнение работы
Заказать лабораторную работу можно здесь!
1. Загрузите MS-Excel.
2. Сохраните текущую книгу в свою папку с именем rang.xls.
3. Познакомьтесь со списком разнообразных качеств личности, которыми она может быть охарактеризована: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
4. Из этого списка выберите любых 20 качеств, которые, по вашему мнению, вы наиболее часто встречаете в жизни и в общении. Можно назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие 20 выбранных качеств, в любом порядке запишите в бланк (примерная форма указана ниже).
Для расстановки верхних и нижних индексов осуществите команды Формат/Ячейки/Шрифт/надстрочный (или подстрочный).
5. Прочтите еще раз внимательно все слова, которые вы вписали в бланк. Оцените (проранжируйте) каждое вписанное вами качество, сточки зрения его социальной полезности и приемлемости, в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы проставляются в колонке N1. Балл «1» поставьте против того качества, которое наименее желательно и приемлемо. Напротив самого желательного поставьте балл «20». Баллы от 2 до 19 расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться!
6. Для того, чтобы данное исследование самооценки личности было достоверным, методика его проведения требует в качестве следующего шага скрытия результатов ранжирования в колонке N1.
Для этого осуществите следующее: выделите столбец, который необходимо скрыть (щелкните вверху таблице на имени столбца, например, В), выполните команды Формат/Столбец/Скрыть.
Для возврата скрытого столбца на прежнее место надо: выделить два столбца, между которыми находится скрытый, затем выполнить команды Формат/Столбец/Отобразить
7. Проранжируйте в столбце N2 выписанные качества, но теперь уже относительно вашей личности. Баллом «20» отметьте качество которое вам присуще в наибольшей степени, баллом «1» - качество, характерное для Вас в наибольшей степени. Баллы от 19 до 2 расположите соответственно между крайними оценками. Оценки не должны повторяться!!!
8. Обработка результатов.
Определите коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств личности и образом Я. Степень согласованности этих двух рядов устанавливается с помощью формулы Спирмена
где r - коэффициент ранговой корреляции;
n – количество качеств;
d – разность между рангами (d = N1 – N2).
Для подсчета проделайте следующее:
1) в колонке d2 разместите значения квадратов разности N1 и N2. Для этого:
- в ячейке D2 вызовите Мастер функций;
- в окне Категория выберите Математические; в окне Функция – Степень; затем нажмите Далее;
- В поле Степень укажите число 2; затем нажмите Готово.
2) Скопируйте формулу вниз до конца заполнения бланка;
3) В ячейке D22 получите сумму всех значений d2
4) В столбце F рассчитайте коэффициент ранговой корреляции в соответствии с шагами указанными в столбце Е. Полученное число может иметь значение от +1 до -1.
Пользуйтесь мастером функций.
9. Сделайте вывод о проверке полученного Вами коэффициента корреляции на статистическую значимость.
10. Вычисление значения коэффициента ранговой корреляции проверяется на статистическую значимость следующим образом. Уровень значимости определяется по таблицам распределения критических значений.
Если вычисленное значение коэффициента корреляции меньше табличного или равно табличному для 5%-го уровня значимости (р = 0,05), то корреляция не является значимой (существенной, реальной). Если вычисленное значение коэффициента корреляции больше табличного для 1%-го уровня (р = 0,01), то корреляция статистически значима (существенна, реальна).
Таблицы
11. Предъявите результаты преподавателю.
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!